Водителей ограничат в правах

Читать в полной версии →
Автомобилистов разделят на водителей и профессионалов

С таким предложением выступило Министерство транспорта РФ. Каждая категория будет обучаться в автошколе по своей программе. По поручению вице-премьера Игоря Шувалова ведомство уже подготовило законопроект о внесении соответствующих поправок в закон "О безопасности дорожного движения". 

Основная цель реформы - повысить качество подготовки профессиональных водителей. Для автошкол разработают специальный курс обучения "по общеразвивающим программам". Пройдя его и сдав экзамены, можно получить удостоверение не выше категорий C1 (грузовик массой до 7,5 т) или D1 (автобус, в котором не более 16 мест).

Те же, кого интересует более серьезный транспорт, должны будут продолжить обучение по профессиональным программам, чтобы получить права "специальных категорий" - C, D и E (а также их подкатегории с прицепами). Только в этом случае водители смогут стать профессиональными шоферами и устроиться на работу по найму, сообщает "КоммерсантЪ".

Новые программы Минобрнауки должно разработать в течение года. Для профессионалов подготовка станет более серьезной. Так, их научат управлению транспортным средством во внештатных ситуациях, расскажут о вождении сочлененного и двухэтажного автобуса, а также поведают об основах безопасности при перевозке пассажиров и опасных грузов. В их удостоверениях появится отметка, подтверждающая профессиональную компетентность, так называемый код "95" - таковы требования Евросоюза. Работодатель не вправе будет принять гражданина на работу без нее. Каждые пять лет шоферам-профи придется подтверждать свою квалификацию.

Для обычных водителей обучение, наоборот, упростится. Им не будут в автошколах забивать голову совершенно бесполезными знаниями, например, о том, как организовать перевозку массовых навалочных и сыпучих грузов или как руководить работой подвижного состава. Очевидно, что автолюбителям, получающим права категории B (легковой автомобиль), такая информация не пригодится.

Новые нормы должны вступить в силу в течение двух лет. В законопроекте, подготовленном Минтрансом, также снимается запрет приема на работу профессиональных водителей с правами стран - членов Евразийского экономического союза. Сегодня работать без ограничений в РФ могут граждане Белоруссии и Киргизии, после принятия закона к ним присоединятся жители Армении, Молдавии и Казахстана.

Ряд экспертов поддерживает инициативу о разделении шоферов на водителей и профессионалов - без этого на дорогах бардак, потому что фуры гоняет кто угодно. Новшество сравнили с советскими порядками, когда на работу брали только шоферов, которые прошли ДОСААФ, отслужили в армии и поработали под руководством куратора-наставника.

Другие специалисты считают нововведение избыточным. Мол, сейчас в автошколах и так готовят водителей на приемлемом уровне. После недавних изменений в системе водительского образования количество ДТП, совершенных начинающими водителями, сократилось с 2015 г. на 46,5%. Если же одномоментно отменить все наработки и снизить требования к любителям, то снизится качество их подготовки, что негативно скажется на безопасности дорожного движения.

Андрей ФИЛАТОВ |
Выбор читателей