Россия адаптировалась к санкциям, которые должны были "поставить Кремль на колени". Еще пять лет назад российская экономика из-за них балансировала на грани банкротства, но к настоящему времени по многим показателям она стабильнее, чем когда-либо. К такому выводу пришла газета Financial Times, проанализировав оценки экспертов.
"По многим показателям экономика России в размере 1,7 триллиона долларов сегодня находится в лучшем состоянии, чем когда бы то ни было. Рост замедлился, но стал более стабильным, был создан суверенный фонд в размере 124 миллиардов долларов, экспортеры нашли новые рынки, а импортеры – внутренние альтернативы", – пишет издание.
Некоторые экономические аналитики считают, что Москве стоит опасаться скорее резкого снятия уже введенных ограничений, чем дополнительных.
"Самая большая опасность для российской экономики была бы, если бы США однажды проснулись и сняли все санкции", – приводит газета слова высокопоставленного чиновника, который консультирует Центробанк.
По его мнению, случись массовый приток капитала, валюта бы резко подскочила, а "вся политика правительства была бы в клочьях". Именно это стало бы катастрофой.
То, что Россия оказалась в этой, казалось бы, абсурдной ситуации, – результат продуманной фискальной политики Кремля, экономической адаптации за годы, проведенные под западными ограничениями, и, конечно, результат большой удачи, говорится в статье.
Целый ворох санкций США, ЕС и других западных стран в отношении РФ с 2014 г. показал, насколько экономика нашей страны устойчива к таким мерам, а также "поставила под сомнение силу экстерриториальных ограничений и их ценность как инструмента внешней политики", отмечает автор.
Между тем ответ Москвы на подобные ограничения был сосредоточен на трех ключевых направлениях. Во-первых, Россия "затянула пояса", сократив государственные расходы и заставив местные банки и крупные корпорации "очистить свои балансы". Отчасти это было вызвано падением объема иностранных кредитов, вызванным санкциями и настроениями инвесторов, а отчасти – ощущением того, что экономика нуждается в страховке.
Во-вторых, она тратила триллионы рублей на программы по импортозамещению, запретила импорт продуктов питания из ЕС с целью стимулирования внутреннего производства. Наконец, Россия пересмотрела траты огромных прибылей от продажи нефти и газа. Доходы от экспорта энергоресурсов, превышающие определенный уровень, перенаправляются в Фонд национального благосостояния, что положило конец "модели бума и спада", вызванной государственными расходами, связанными с ценами на нефть.
По мнению британских экспертов, результаты оказались потрясающими. Госдолг РФ составляет около 15% от ВВП. Средний аналогичный показатель по ЕС достигает 80%, подчеркивает Financial Times.