Вот уже несколько дней в Сети обсуждают пять серий проекта "Чернобыль" телеканала HBO. Эксперты отмечают, что, несмотря на профессионально и интересно снятый материал, американцы упустили главное – победу над этой "войной".
Президент Союза "Чернобыль России" Вячеслав Гришин, участвовавший в устранении последствий аварии на АЭС, считает, что создатели сериала до мелочей отразили советскую действительность в бытовом плане. Однако, по его словам, авторы изначально вложили в сериал "идеологическую подоплеку" о том, что советскую власть не волновали судьбы людей. Эксперт сразу заметил пропагандистские приемы, влияющие на людей.
Более того, американцы не докопались до истины. По сюжету, главный герой Валерий Алексеевич Легасов, заместитель директора ведущего ядерного института – Курчатова, – уходит из жизни не из-за чернобыльской аварии, а из-за смерти сына, карьерных проблем, что подтверждала его вдова.
Это не единственное фактическое несоответствие, которое заметил Гришин. В сериале засыпающий ядерный реактор вертолет в мае 1986-го, входя в опасное облако, падает. По мнению ликвидатора, экипаж не мог сразу получить облучение, а авария произошла вообще в октябре из-за проблем с управлением. Он опроверг мнение, что советской власти было наплевать на людей. Для ликвидаторов в короткие сроки построили щитовые казармы, клуб и штаб.
"Посыл в сериале такой есть: тоталитарная страна, в которой людей не жалеют. Но тогда никто никого не заставлял! На ту же крышу сбрасывать графит шли исключительно добровольцы! Причем, как правило, русские, украинцы и белорусы",
– возмутился в разговоре с корреспондентом "Комсомольской правды" Гришин.
Власть, как считает эксперт, старалась распоряжаться людским ресурсом аккуратно. На ликвидацию последствий отправляли военнообязанных от 25 до 45 лет, у которых были дети. Нарушения, по словам Гришина, были поставарийными. Люди самоотверженно бились за победу в этой "войне", как называют трагедию ее ликвидаторы. И этого, к сожалению Гришина, в сериале нет.
Например, американцы упустили то, что бойцы в ОЗК буквально стали санитарами, моя и раздевая пострадавших, потому что докторов берегли, а санитарки боялись это делать.