Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Ровно 33 года назад, ночью 26 апреля 1986 г., из города Припять поступил экстренный сигнал: на местной атомной электростанции произошел взрыв на четвертом энергоблоке, что привело к выбросу огромной концентрации радиации. Тогда еще мало кто осознавал масштабы происшествия и не подозревал, что речь шла о крупнейшей и самой страшной техногенной катастрофы в истории. Участники ликвидации последствий чернобыльской аварии, несмотря на мужественность, спустя годы признались, что были не готовы к тому, с чем они столкнулись на месте.
Один из них, Лев Котликов, тогда был молодым специалистом по химии и дозиметрии, работавшем на Дальнем Востоке. Когда пришла новость из Припяти, начальство предложило ему отправиться туда в командировку, чтобы участвовать в ликвидации последствий – мониторить радиационную обстановку в городе и вокруг него. Отказываться было не принято, и Котликов согласился. Сейчас он сожалеет об этом решении.
"Помню, когда приехал в ту командировку, первое, что меня поразило, – это ароматные вишни, переспелые абрикосы, грибные леса и тишина. Авария произошла весной, а это такое время, когда природа наиболее уязвима, поэтому в окрестностях не осталось ни животных, ни птиц. Природа, чернозем, все создано для жизни человека. Но жизни там как раз и не было, все уничтожала радиация",
– приводит воспоминания Котликова "Время Биробиджана".
Уже тогда опустевшая Припять, население которой было в полном составе эвакуировано к тому моменту, выглядела жутким местом. Брошенное сушиться на улице белье, оставленные на детских площадках игрушки – все эти детали произвели на Котликова самое тяжелое впечатление. Он признался, что многих его коллег мучила мысль немедленно сбежать из Припяти. Но никто так и сделал этого.
Другой участник ликвидации Михаил Филиппов тоже был шокирован видом безлюдной Припяти, жители которой будто исчезли в один миг. А вот животных никто не стал спасать, в такой суматохе не до них было. На улицах ему часто попадались умирающие кошки, чьи выцветшие от радиации глаза он никогда не забудет, пишет портал magcity174.
Непосредственные ликвидаторы аварии, находившиеся в четвертом энергоблоке, фактически не знали, с чем имеют дело. Многие из них поплатились за это здоровьем и даже жизнью. Один из выживших ликвидаторов Сергей Норкин был отправлен в зону аварии для разбора завалов внутри энергоблока. Когда же ему поручили ставить датчики в помещениях четвертого блока, он узнал наконец, что случилось на самом деле.
"Благодаря этой работе появилась возможность познакомиться с материалами и отчетами специалистов о том, что там произошло. Вот тогда стало страшно. Вещи страшные творились, при этом и мне не все известно", – рассказал он изданию GorodVo.
Все, кто так или иначе участвовал в ликвидации чернобыльской аварии, надеются, что больше никому и никогда не выпадет такая же участь.
Москва нашла способ реанимировать украинскую экономику