Шедевры живописи отправили на погибель

Читать в полной версии →
В Музее архитектуры открылась выставка "Абрамцево. ХХ век". Шедевры русских живописцев разместили в помещении с заколоченными фанерой окнами и ржавыми трубами, тянущимися по периметру стен


ФОТО: museum.ru



Любому москвичу, ищущему живописных мест и памятников культуры, бесконечно близки и дороги окрестности знаменитого Абрамцева. Усадьба XVIII в., архитектурные памятники в "русском стиле" конца XIX в., экспозиции, посвященные жизни и творчеству жителей и гостей Абрамцева, среди которых Аксаков, Гоголь, Тургенев, Репин, Суриков, Серов, Врубель, Коровин... Действительно, немало автобусов, набитых туристами, приезжает в эти места, где и по сей день можно увидеть церковь, сделанную руками Васнецова, скамейку Врубеля и прочие обломки некогда кипучей деятельности единственного в России художественного общества, созданного по образу и подобию знаменитого европейского Движения искусств и ремесел. Однако же для людей, хорошо знающих эти края, история Абрамцева вовсе не заканчивается XIX веком.

Традиция приезжать в этот живописный уголок Подмосковья сохранилась среди художников на долгие годы. Еще лет двадцать тому назад в погожий денек на берегах некогда полноводной, но теперь окончательно обмелевшей речки Вори неизменно появлялись люди, волочащие мольберт или хотя бы переносной этюдник – изрядно постаревшие и потертые жизнью художники середины прошлого столетия продолжали, согласно издавна заведенному порядку, ходить на этюды. Многие из них построили себе дачи в местном кооперативе художников, другие регулярно навещали окрестные дома творчества.

Так, когда-то на тех же самых берегах работали художники-шестидесятники Н.Андронов, Н.Егоршина, В.Попкова и П.Никонов, которые считали себя продолжателями художественных традиций начала века, когда здешние края облюбовали представители "Бубнового валета". Сегодня лучшие произведения этих художников хранятся в фондах музея "Абрамцево", переживающего не лучшие времена. По мнению экспертов, усадьба "находится в плачевном, если не сказать ужасном, состоянии. В самые ближайшие сроки музею требуется срочная реставрация, иначе могут быть потеряны уникальные архитектурные сооружения, такие как главный усадебный дом Абрамцева и церковь Спаса Нерукотворного, выполненного по проекту Васнецова".

Параллельно музей ведет длительную и безуспешную борьбу с окрестными коммерческими структурами, что никак не улучшает ситуации. По-видимому, руководство "Абрамцево" решило как минимум оживить интерес зрителей не только к экспозиции, но и к проблемам музея, предоставив свои шедевры в Музей архитектуры им. А.В. Щусева для выставки "Абрамцево. ХХ век".

Для экспозиции действительно были отобраны лучшие произведения из фондов музея: "Портрет жены художника" и три декоративных панно Кончаловского, "Портрет М.П. Лентуловой с розами", "Красные лодки и железнодорожный мост" и "Пейзаж с деревьями" Лентулова, знаменитый "Натюрморт. Бутылки" и ранний "Автопортрет" Фалька, "Натюрморт с глухарем и рыбами" Машкова, "Озерная рыба" и "Рыба на колхозном рынке" В.Рождественского, – вот далеко не полный список экспозиции, которая могла бы сделать честь любому музею.

Однако выставка оставляет двойственное впечатление. По неизвестной причине абрамцевский проект сослали в периферийный флигель – Аптекарский приказ, который хоть и оснащен по сравнению с соседним Флигелем-Руиной крышей и батареями, но остается помещением, мягко говоря, далеким от музейного. О таких тонкостях, как режим температуры и влажности, кондиционер или правильное освещение, необходимые для элементарной сохранности работ, в данном случае не может быть и речи. Вход в небольшой зальчик флигеля осуществляется прямо с улицы, а само выставочное пространство представляет собой помещение с заколоченными фанерой окнами и ржавыми трубами, тянущимися по периметру стен. Растянуты и распяты меж двух ржавых труб уникальный натюрморт Фалька и исключительной красоты композиция Машкова; пейзаж Лентулова 1920-х гг. и портрет жены Кончаловского практически опираются на пышущие жаром батареи, а на фоне облупившейся фанеры висят произведения М.Соколова и пейзаж И.Грабаря. Столь циничный и необъяснимый вандализм, проявленный руководством двух известных музеев, может иметь лишь одно объяснение: похоже, властители Музея архитектуры и усадьбы "Абрамцево" пришли к заключению, что единственный способ избавиться от насущной проблемы, связанной с хранением картин, - полностью уничтожить надоевшие шедевры.

Анна ЛИНДБЕРГ |
Выбор читателей