ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Идея ввести утилизационный сбор родилась в недрах Минпромторга практически сразу после завершения переговорного процесса по поводу вступления России в ВТО. В апреле на правительственном совещании в Тольятти инициативу поддержал Владимир Путин, тогда еще премьер-министр, и поручил профильным ведомствам разработать соответствующие предложения по ее реализации.
Формально новый налог призван компенсировать экологический ущерб и затраты на утилизацию отживших свой век машин. Но главная цель – защитить внутренний рынок. До сих пор с этой задачей успешно справлялись заградительные пошлины на иномарки (особенно на подержанные), которые должны постепенно снизиться после вступления России в ВТО.
А утилизационный сбор правилам ВТО не противоречит, и его аналог существует во многих странах, уже входящих в организацию. В отличие от вышеупомянутых пошлин, экологический налог касается всех производителей и поставщиков автомобилей, в том числе отечественных, следовательно, нельзя говорить о прямой дискриминации отдельных участников рынка. Однако компании, имеющие производство на территории России, вместо живых денег будут предоставлять гарантийные обязательства по утилизации собственной продукции, причем только той, что сошла с местных конвейеров.
Ранее предполагалось, что от оплаты сбора живыми деньгами могут быть освобождены и импортеры, располагающие товаропроводящей сетью или договорами с дилерами не менее чем в 40 субъектах РФ, а также правами на торговую марку автомобиля. Но, по данным газеты "Коммерсантъ", им также придется раскошелиться.
Для новых легковушек сбор составит 20 - 45 тыс. руб. в зависимости от объема двигателя, для грузовиков 150 - 400 тыс. в зависимости от тоннажа. К подержанным машинам будут применяться повышающие коэффициенты, и здесь налоговая нагрузка может дойти до 600 тыс. руб. для легковых машин, 700 тыс. - для среднетоннажной техники, 900 тыс. - для тягачей и порядка 1,5 млн руб. - для тяжелых грузовиков.
По сути, речь идет о новом налоге на импорт, отмечают эксперты. И очевидно, что он будет заложен в стоимость автомобилей. Но кардинальных перемен на рынке на самом деле ждать не стоит: практически все бюджетные модели уже собираются в России. (И, кстати, иностранные концерны, построившие заводы на территории страны, столь же обеспокоены предстоящим снижением пошлин, как и отечественные производители.) А завозятся, в основном, машины класса "люкс" – в этом сегменте повышение цены на 25 - 40 тыс. руб. будет практически незаметно.
Вот только тех, кто ждал вступления России в ВТО в надежде отовариться подержанным заграничным авто по разумным ценам, ожидает глубокое разочарование. Утилизационный сбор грозит сделать зарубежный автохлам еще дороже, чем сейчас.