|
Петровский сподвижник, прямой потомок рода шотландских королей, естествоиспытатель и ученый, Брюс, наверное, единственный из персонажей XVIII в. навсегда остался в московской истории. Людская молва навечно короновала Якова Вилимовича титулом главного московского чародея. Ну что, пройдемся по московским улочкам, камни которых до сих пор хранят тайны жизни и смерти Брюса?
Первая наша остановка на Сухаревской площади, где до революции стояла одноименная башня. Построенная в 1695 г., огромная для тогдашней Москвы, она буквально нависала над городом. Первая ее функция – северные ворота столицы, отсюда начиналась дорога на Ярославль. С 1700 г. по инициативе Петра здесь открылась Школа математических и навигацких наук. В ней же Яков Брюс оборудовал обсерваторию и каждую ночь наблюдал за звездами. Москвичи же после оборудования обсерватории окончательно уверились в дьявольском характере этого места...
Сухареву башню давно сломали, а мы с вами направимся к дому колдуна. Если пойти по четной стороне Проспекта Мира, то пятым по ходу зданием будет неприметный дом с колоннами. От брюсовых времен здесь ничего не осталось, только стены. Впрочем, в стенах тоже есть свои странности – в дом оказались вделаны остатки палат XVII века. Кстати, здание долго не могли отреставрировать по непонятным причинам, а прижилось здесь только одно развлекательное заведение с игрой на деньги.
Еще одним адресом, связанным с чернокнижником, оказался старинный московский район Разгуляй, рядом с Немецкой слободой, где с XVII в. компактно селились выходцы из Западной Европы протестантского вероисповедания. На перекрестке современных улиц Спартаковской и Бакунинской стоит здание бывшей Второй мужской гимназии, построенное в конце XVIII века. Всей Москве этот дом был известен в прошлом как Дом с гробовой крышкой. Мол, замуровали в стену второго этажа по фасаду гроб с Брюсом, а крышка специально выпирала на улицу, для устрашения.
В поселке Монино расположилась самая старая из сохранившихся до нынешних времен подмосковных усадеб – Глинки. И знаете, кто ею владел? Конечно, он, Яков Брюс. Интересно, что местные жители до сих пор уверены в мистических способностях шотландского графа. Несколько лет назад побывав там, ваш покорный слуга услышал следующие рассказы. Во-первых, усадьбу не сломали в лихолетье Гражданской войны только потому, что боялись мести умершего колдуна из загробного мира. Все родовые гнезда дворянства в округе пограбили, даже павлинам усадебным перья повыдергивали. А Глинки так и стояли, страшно хлопая пустыми ставнями окон на революционном ветру. Считалось, да и сейчас кое-кто в этом уверен, что Брюс иногда возвращается в свою усадьбу. Во-вторых, поведали мне о нескольких чудесах Брюса. Как-то летом Яков Вилимович заморозил целый пруд, и по нему запросто катались на коньках. Один раз обратил человека в цветы, которые потом рассыпались в прах. А еще была у него черная книга с проклятьями и заговорами.
Интересно, что в прошлом московские психиатры отмечали у своих пациентов приступы внезапного страха в местах, связанных с Брюсом. Легенды материализовались, не иначе...
За комментариями к брюсовой географии мы обратились к лучшему экскурсоводу нашего города, историку Станиславу Величко (это не я придумал его так назвать – Станислав выиграл почетное звание на конкурсе московских гидов). Никаким колдуном Брюс не был, сказал нам экскурсовод, а вот физику, математику и фортификацию изучал. Он первым в России начал регулярные астрономические наблюдения, а в 1709-15 гг. составил первый в России календарь предсказаний событий до 1821 года.
На Разгуляе граф никогда не жил (дом построен уже после смерти Брюса), а легенда с крышкой гроба целиком на совести гимназистов. Одно время этим домом владела внучатая племянница Брюса, вышедшая замуж за графа Алексея Мусина-Пушкина, того самого, который обнаружил "Слово о полку Игореве". Рукопись "Слова", как и остальная коллекция старины, сгорела в гигантском пожаре 1812 г. во время французского нашествия именно в Доме с крышкой гроба.
А теперь о самой "крышке гроба". Она, уважаемые читатели, есть! Но это всего лишь солнечные часы в виде конусовидной доски между окнами второго этажа, которая в воображении москвичей превратилась в крышку гроба главного городского колдуна. Что интересно, после революции, во время инвентаризации здания обнаружилась недостача... одной комнаты на втором этаже. Слухи о замурованном в потайной комнате Брюсе вновь облетели столицу. Стену сломали, комнату осмотрели, но абсолютно ничего не нашли.
Потомки Брюса, продолжает Станислав, и сейчас живут в Шотландии. Один их них недавно был избран в местный парламент. История переселения отца Брюса в Россию не составляет какой-либо тайны: Шотландия в XVII в. была бедной страной, поэтому даже королевские отпрыски эмигрировали в поисках лучшей доли.
В Москве о Брюсах напоминает Брюсов переулок в Немецкой слободе (современное Лефортово). Назван он в честь Якова Брюса, но не того самого, а его внучатого племянника. В переулке находится англиканская церковь 1882 г. постройки по проекту архитектора Фримена. Главной достопримечательностью переулка остается дом внучатого племянника, бывшего в 80-х гг. XIX столетия московским генерал-губернатором. Забавно, что племянник колдуна Брюса купил для городских нужд здание на Тверской, 13, где сегодня находится московская мэрия. Такая вот связь нынешних городских властей с колдовским родом.
Но все-таки не верится, что был протестант Брюс только естествоиспытателем. Ни с кем другим в Москве не связано столько легенд и историй мистического характера. А дыма без огня, как известно, не бывает...