Россияне предпочитают иностранцев

Читать в полной версии →
Лучшие работодатели России - иностранные компании, поскольку им более знакомо понятие "корпоративная культура", а добиться лояльности персонала только денежными выплатами становится все труднее




Лучшие работодатели России - иностранные компании. Таковы данные исследования, проведенного недавно консалтинговой Hewitt Associates. В отличие от коллег, эта организация изучает ситуацию на рынке труда, основываясь не на субъективных оценках сторонних наблюдателей, таких как рекрутинговые компании или независимые эксперты, а на опросах самих сотрудников крупных фирм. Подобные исследования Hewitt Associates проводит уже порядка 15 лет, но до России оно добралось впервые. В рамках этого изучения 17 тысяч работников и менеджеров среднего звена, а также 300 топ-менеджеров из 64 фирм самостоятельно оценили свою компанию как работодателя. В итоге вся первая пятерка лидеров сформировалась из представительств известных глобальных компаний. Первое место занял московский "Макдональдс", за ним следуют "Майкрософт", "ГлаксоСмитКляйн", Nycomed Россия и Novartis Pharma. Правда, в десятку лучших работодателей три отечественные компании все же прорвались - Трубная металлургическая компания, Государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности" и корпорация "ИНКОМ-Недвижимость".

Подобный расклад свидетельствует вовсе не о традиционном пиетете россиян перед иностранцами. Просто понятие "корпоративная культура" западным компаниям знакомо гораздо лучше, чем российским. И если для большинства отечественных организаций основным средством достижения лояльности сотрудников остаются денежные выплаты, то их зарубежные коллеги выстраивают целые системы мотивации, в которых материальные факторы играют заметную, но не единственную роль. Между тем, для квалифицированных специалистов все более важным становятся не только финансовые доходы, но и перспективы обучения на рабочем месте, карьерного роста, положительная оценка результатов труда, признание коллег и руководства и, наконец, просто возможность совмещать работу и личную жизнь в разумных пропорциях.

Уровень вовлеченности работников "лучших работодателей" в деятельность компании составляет 75%, что на 16% превышает средний показатель. И помимо справедливой системы вознаграждения (иными словами, хороших окладов и премий), эти организации выгодно отличаются от конкурентов в таких пунктах, как постоянное проявление интереса к нуждам сотрудников и забота о них, высокая оценка начальства работниками, признание сотрудников и подчеркивание их ценности для деятельности компании.

Впрочем, зарплата остается ключевым фактором лояльности. Только 27% участников опроса заявили, что "в целом их доходы вполне соответствуют их потребностям". В Европе этот показатель достигает 40%. Карьерные перспективы как привлекательные оценили 31% работников российских фирм (в Европе - 36%). Зато россияне оказались более благодарны по отношению к своим начальникам, правда, ненамного. 34% опрошенных заявили, что их зарплата соответствует их вкладу в работу (в Европе - 32%), а 39% считают, что высшее руководство относится к сотрудникам как к наиболее ценному ресурсу компании (европейский показатель - 38%).

Для самих работодателей эти данные довольно тревожны. Ведь рынок труда в России на сегодняшний день характеризуется как рынок кандидатов. И потенциальные работники это прекрасно чувствуют. Из опрошенных россиян 53% уверены, что с легкостью могут найти новое место всего за несколько недель. А 29% сообщили, что им потребуется на это несколько месяцев и некоторые усилия. Еще 9% полагают, что поиск работы окажется для них довольно затруднительным, но также не сомневаются в успехе предприятия. И только 9% признали, что боятся искать новую работу, поскольку найти новое место им было бы тяжело.

Не удивительно, что 87% представителей кадровых служб, опрошенных Hewitt Associates, уверены, что в ближайшие три - пять лет привлечение и удержание высококвалифицированных специалистов станет их самой сложной проблемой. При этом наиболее критическую группу составляют самые активные и трудоспособные сотрудники в возрасте от 25 до 34 лет. В отличие от младших и старших коллег они менее удовлетворены предоставляемыми им возможностями обучения и развития в компании, ежедневными рабочими задачами, а также выказывают недовольство общими бизнес-процессами, политиками и процедурами. В итоге представители данной возрастной группы не получают ожидаемого удовлетворения от результатов своей работы и склонны искать лучшей доли в иных местах.

Выбор читателей