Самый простой способ трудоустройства в кризис

Читать в полной версии →
Тиражирование успешных бизнес-моделей помогает решить проблему занятости населения в кризисные времена. Недаром власти в такие периоды начинают активно зазывать безработных граждан в предприниматели


ФОТО: РБК



В тяжелые для экономики времена, когда ощутимо увеличивается безработица, государственные власти вспоминают о малом и среднем бизнесе – запускают различные программы поддержки, снижают административные барьеры, всячески демонстрируют свою благосклонность к "малышам"... И активно призывают сограждан пополнять ряды предпринимателей. Ведь открытие собственного дела помогает не только решить проблему занятости самого владельца, но и создать еще некоторое количество новых рабочих мест. Традиция эта не обошла стороной и Россию. "Так получилось, что многие программы развития малого бизнеса развернулись в кризисный год", – отметила директор департамента развития малого и среднего предпринимательства МЭР Наталья Ларионова на IX Международном форуме "Роль франчайзинга в формировании экономического роста России", открывшемся во вторник в Москве.

Франчайзинг – как раз та бизнес-модель, которая идеально подходит для старта. Грубо говоря, не надо ничего изобретать, достаточно накопить (взять в кредит, получить в виде государственного гранта) определенную сумму денег, выбрать близкую сердцу отрасль и купить франшизу. Готовую технологию ведения бизнеса предоставит франчайзер, он же поможет решить различные деловые вопросы. В некоторых случаях для начала достаточно €4 – 5 тысяч. Хотя справедливости ради стоит отметить, что такие случаи все же редки: в каталоге Х выставки BUYBRAND, которая является центральным событием форума, они единичны. Обычно сумма первоначальных инвестиций измеряется двузначными и даже трехзначными числами.

И все же можно говорить о том, что такая форма предпринимательства действительно доступна многим. Не случайно МЭР взял ее на вооружение. По словам Натальи Ларионовой, многие получатели государственных грантов используют их именно на покупку франшизы, и министерство такое вложение денег только приветствует. Особенно в регионах.

Франчайзинг дает мультипликативный эффект, говорит заместитель губернатора Тюменской области Сергей Дегтярь: с одной стороны, это инвестиции в местную экономику, с другой – появление в регионе известных брендов с их высокими стандартами работы заставляет и местных производителей подтягиваться к этой планке. В самой Тюмени еще три года назад большинство предпринимателей, по словам чиновника, понятия не имели, что такое франшиза, а сегодня данная бизнес-модель используется настолько активно, что область является одним из лидеров в этой сфере.

Тенденция расширения франчайзинга в регионы усиливается, продолжает тему член Совета директоров Российской ассоциации франчайзинга Екатерина Сойак. "Там созрел долгожданный средний класс, на который ориентируется большинство брендов", – пояснила она. И вообще, на фоне разрастающегося кризиса в европейских странах и высоких цен на нефть будет наблюдаться второе пришествие брендов в Россию, полагает эксперт. Хотя, конечно, оно не будет таким эффектным, как открытие первого ресторана "Макдональдс" в Москве на Пушкинской площади с его многочасовыми очередями. Это, кстати, еще одно преимущество франчайзинга – способность быстро и с минимальными затратами перетекать из страны в страну, поближе к платежеспособному спросу текущего момента. Сейчас, например, наблюдается перемещение сетевого бизнеса с сильными концепциями из кризисных стран (Испания, Греция, Италия и т.д.) на развивающиеся рынки государств БРИК.

Отрадно, что сегодня тиражировать начинают уже не только фастфуд и ритейл, но даже высокие технологии и банковские услуги, порадовался президент Российской ассоциации франчайзинга Мераб Елашвили. И в целом франчайзинг уже добрался до самых отдаленных уголков России – от Калининграда до Владивостока.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей