Россия подготовила для США "убийц авианосцев"

Читать в полной версии →
Пока Америка по привычке штампует боевые военные корабли, Россия разрабатывает атомные подводные лодки, дизель-электрические неатомные субмарины и атомные крейсеры

Эпоха грандиозных морских сражений канула в Лету. Вряд ли в XXI в. кто-то увидит некое подобие флотских баталий с участием 20 - 40 кораблей с каждой стороны. И дело даже вовсе не в том, что ни одна страна в мире сегодня не способна выставить такое количество боевых кораблей в противовес флоту США, самому "могущественному" и многочисленному на планете. Просто изменились технологии, вооружение, а главное - тактика ведения боевых действий. И если в российском оборонном ведомстве давно уловили дух перемен, то остановить "военную машину" США, по инерции штампующей корабли из принципа "всего и побольше", попросту невозможно.

Авианосец Gerald Ford. Фото: Zhang Jun/ Global Look

Совсем скоро состав ВМС США пополнит новейший авианосец Gerald Ford, в чью разработку и создание вложено порядка $15 миллиардов. Но уже сейчас многие эксперты отмечают, что он устарел еще до выхода.

Советский Союз отказался от бессмысленной и бесперспективной "гонки авианосцев" еще в 60-х гг. прошлого века, ограничившись для нужд флота всего пятью экземплярами. Как бы странно это не звучало, но советские военные руководители умели хорошо считать деньги и распределять бюджет оборонного ведомства. Имея несравнимо меньшие финансовые возможности, СССР сделал ставку на гораздо менее дорогостоящих "убийц авианосцев", способных как самостоятельная боевая единица как минимум вывести из строя, а в большинстве случаев даже потопить любой авианосец США - главную силу ударных групп американского флота.

В первую очередь, термин "убийца авианосца" был применим к атомным подводным лодкам. Такой же возможностью должны были обладать и тяжелые атомные крейсеры. Помимо флота, "убийцы" появились в боевой авиации и в береговых войсках. Основным и, пожалуй, самым известным средством противодействия авианосным ударным группам (АУГ) ВМС США стали атомные подводные лодки с крылатыми ракетами на борту.

Атомная подводная лодка проекта 949А "Антей". Фото: Смитюк Юрий / ТАСС

В 1960-х на службу заступили АПЛ проекта 670 "Скат", затем их сменили более совершенные лодки проектов 949 "Гранит" и 949А "Антей". Последние, к слову, и сегодня являются самым многочисленным классом кораблей, на вооружении которых находятся ракеты "Гранит". В середине 1980-х стоимость одной такой АПЛ составляла около 8 - 10% от стоимости авианосца типа "Нимиц". Примечательно, что до гибели "Курска" количество "Антеев" было сопоставимо с количеством авианосцев США - ровно 11, однако в середине 1990-х проект закрыли. Он стал вершиной и окончанием развития узкоспециализированных подводных лодок-убийц. 

Подводная лодка "Новороссийск". Фото: Вышинский Денис / ТАСС

Впрочем, не меньшую угрозу для авианосных соединений представляют и самые популярные неатомные субмарины. Речь идет о знаменитых "Варшавянках" - дизель-электрических подводных тихоходах проектов 877 и 636, отличающихся малой шумностью. Сегодня мировой приоритет кораблей этого класса в области неатомного подводного кораблестроения очевиден. В ближайшие годы состав ВМФ России пополнится модернизированными "Варшавянками" проекта 636.3 с уже хорошо знакомым НАТОвцам "Калибром" на борту.

Вылет боевых ТУ-22М3 в Сирии. Фото: ТАСС

Еще один страшный сон американских военных - советский сверхзвуковой дальний бомбардировщик Ту-22М3. Всего пара этих смертоносных ракетоносцев, вооруженных мощными ракетами большой дальности, может быстро и гарантированно потопить любой современный авианосец. А последняя модернизация - Ту-22М3 с новейшей системой радиоэлектронного подавления и новыми ракетами Х-32 - способен выполнить эту задачу и в одиночку.

Ракетный крейсер Петр Великий. Фото: Минобороны РФ

Гарантированно потопить авианосец может и тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий", пока единственный корабль такого класса в составе ВМФ России. Его главное противокорабельное оружие - все те же крылатые ракеты "Гранит". Контейнеры с ними расположены под главной палубой с наклоном 60 градусов. Атакуют ракеты группой: одна из них летит высоко, отвлекая вражескую ПВО, а остальные несутся над водой, невидимые для радаров противника. В 2018 году, после завершения работ на крейсере того же типа "Адмирал Нахимов", флагман Северного флота планируют отправить на глубокую модернизацию. "Гранит" дополнят комплексами "Калибр" и "Оникс", способными работать как по воде, так и по земле.

Ракетные комплексы "Бастион-П"

Впрочем, если каким-то чудом американская АУГ избежит ракетного удара своих "убийц" и приблизится к берегу, корабли могут оказаться в зоне пуска подвижных береговых ракетных комплексов (БРК) "Бастион-П" со сверхзвуковыми противокорабельными крылатыми ракетами П-800 "Оникс". Такие БРК уже заступили на боевое дежурство под Севастополем, Анапой, на Кольском полуострове, на Новой Земле, Курильских островах и Камчатке. К атакуемому кораблю "Ониксы" подходят "стаей" - одновременно на сверхмалой высоте - таким образом, исключив возможность последовательного обстрела средствами ПВО.

Активное применение российскими Вооруженными силами тактики создания так называемых "закрытых зон" - в воздухе, на земле и на воде -  сводит на нет все усилия американцев по созданию и наращиванию авианосных ударных групп и соединений. О соотношении "эффективность/стоимость" здесь можно и не говорить. Перевод ВМФ на новые рубежи, использование других формаций и стратегий, ввод новых классов кораблей вызывает неподдельный интерес. Каким будет флот через 20 - 30 лет не знает никто, но ныне тенденции таковы, что водоизмещение кораблей падает, а динамические свойства и вооруженность возрастают. Будущее наступает, и оно за микроформой, а гигантские "железные утюги" уходят в прошлое.

Сергей СНЕГИРЕВ |
Выбор читателей