На вооружение российской армии принят новый противотанковый ракетный комплекс "Метис-М1". Его главным преимуществом является компактность и малый размер.
Фото: АО "Конструкторское бюро приборостроения"
По словам военного эксперта Владимира Мураховского, на сегодняшний день это единственная противотанковая реактивная система на вооружении Российской армии, которую действительно можно перемещать на поле боя без автотранспорта.
Одним из основных средств, обеспечивающих высокую эффективность как наступательных, так и оборонительных операций, были и остаются противотанковые ракетные комплексы (ПТРК), применяемые в переносном варианте и на подвижных носителях - колесных машинах, боевых машинах пехоты, бронетранспортерах, а также на танках, вертолетах и самолетах.
ПТРК, созданный Тульским КБ приборостроения имени академика А.
Среди стоящих сегодня на вооружении армий мира комплексов ПТРК тульский "Метис-М1" заметно выделяется по совокупности характеристик.
Так, ближайший конкурент - широко разрекламированный американский "Джавелин". Этот комплекс, в отличие от всех отечественных систем, не требует установки на треногу - огонь из него может вестись с плеча, и обслуживать его может один человек. Однако применение в конструкции ракеты "Джавелина" инфракрасной головки самонаведения вызывает определенные сложности в эксплуатации. Время, которое требуется для подготовки выстрела, намного больше, чем у "Метиса". Кроме того, ракета американского ПТРК весьма уязвима к постановке помех - прежде всего аэрозольных завес и не всегда дает хороший результат попаданий по движущимся целям. Не все в порядке у "Джавелина" и со срабатыванием маршевого двигателя ракеты. В интернете есть немало роликов, когда ракета вылетает из пускового контейнера, но запуск двигателей не происходит. Расчет в ужасе пытается спрятаться либо как можно быстрее и дальше убежать от места неудачного пуска.
Российские ракеты, которыми оснащен "Метис-М1", лишены таких недостатков, кроме того, они управляются по проводам. После пуска траекторию ракеты, которая, летя к цели, вращается и оставляет спиральный след от закрепленного на одном из крыльев трассера, отслеживает автоматика и выдает команду на маневр. То есть оператор сам выбирает цель и может отличить "обманки" от настоящей техники, только он обязательно должен ее визуализировать. Но такая система достаточно устойчива к постановке помех, в том числе и в радиодиапазоне.
Подобны "Метису" французский и итальянский ПТРК ERIX и Milan, где реализована аналогичная система управления. При этом вес их в боевом положении больше, а по показателю бронепробиваемости российская ракета далеко опережает своих западных конкурентов, как и по эффективной дальности стрельбы.
За счет применения ракет с термобарической боевой частью "Метис" может эффективно работать не только по технике, но и по оборонительным сооружениям - дотам, дзотам, отдельно стоящим строениям. Принцип действия термобарической боевой части отличается от традиционных осколочно-фугасных снарядов, в которых подрыв происходит при встрече с преградой, а главным поражающим элементом являются осколки и взрывная волна. В термобарических боеприпасах при встрече с преградой сначала происходит распыление специального взрывного состава в виде аэрозоля, а потом происходит его подрыв, что обеспечивает гораздо большую площадь поражения. Весь процесс укладывается в малейшие доли секунды, и сам взрыв по своему разрушающему действию сопоставим с гаубичным снарядом. Термобарические боеприпасы прекрасно работают, когда необходимо "выкурить" противника, засевшего в укрытиях или закрытых зданиях. Кстати, именно по этой причине военные уже успели окрестить новые "Метисы" "карманной артиллерией", ведь тащить с собой орудия бывает удобно далеко не всегда, а выстрел из гранатомета не обладает необходимой точностью.
Боевые части ракет зарубежных комплексов, как правило, только тандемные кумулятивные, что не делает их универсальными. Исключение составляет только израильский комплекс Spike, где тоже применяется термобарическая боевая часть, однако данные о его эффективности противоречивы, да и цена одного выстрела достаточно высока.
В тульском Конструкторском бюро приборостроения - одном из основных разработчиков российских ПТРК - уже продумали пути их дальнейшего развития. По мнению экспертов и разработчиков, оно будет происходить с учетом следующих основополагающих принципов.
Во-первых, новые образцы должны образовывать систему, объединяющую переносные противотанковые ракетные комплексы, возимо-переносные, самоходные и вертолетные комплексы, каждый из которых разрабатывается с учетом специфики боевых задач, выполняемых подразделениями разного уровня.
Во-вторых, ставится задача многоцелевого применения ПТРК - предпосылками их универсальности являются высокая точность стрельбы и постоянно возрастающее могущество действия тандемных кумулятивных боевых частей, позволяющее пробивать железобетонные сооружения толщиной до 3500 миллиметров. Оснащение противотанковых управляемых ракет фугасными, осколочно-фугасными и термобарическими боечастями значительно расширяет тактические возможности противотанковых ракетных комплексов.
Третьим направлением должно стать расширение возможностей боевого применения в различных климатических зонах и театрах военных действий, а также ночью, в сложных метеоусловиях при наличии естественных и организованных помех со стороны противника.
Специалистами тульского КБП разработана также система автоматизированного управления противотанковыми подразделениями с романтическим названием "Командирша-Э". Она включает в себя радиолокационную станцию, лазерный целеуказатель, дальномер, пульт управления и радиостанцию для связи с расчетами ПТРК и увеличивает и без того внушительные возможности российских противотанковых ракетных комплексов за счет возможности вести разведку и наблюдение в любых погодных условиях и ночью. Аналогов ей пока нет.
К слову, на международном рынке "Метисы" оценили уже давно - вот уже 12 лет их успешно поставляют на экспорт, а параллельно идут их испытания. И вот наконец принято решение вооружить этими комплексами российскую армию.