Правительство займется разработкой стратегии развития общепита. Чиновники намерены устранить преграды, которые мешают бизнесменам открывать новые рестораны и кафе. В первую очередь, речь идет об устаревших нормах и правилах, которые давным-давно нуждаются в переоценке.
Фото: Global Look
Над развитием отрасли питания вне дома задумались в Министерстве промышленности и торговли РФ. Нашей стране катастрофически не хватает мест, где можно перекусить в середине рабочего дня или провести время с друзьями вечером. Согласно данным Росстата за 2015 г., которые приводят "Известия", в России функционируют 74,5 тыс. ресторанов и кафе, 7,6 тыс. баров и 9,5 тыс. столовых. Получается, одно заведение общественного питания приходится на каждые две тысячи россиян. В других странах эти цифры отличаются на порядок: в Китае на тысячу жителей приходится шесть баров, кафе или ресторанов, в Италии - пять.
Цель стратегии - увеличить охват населения общепитом хотя бы до трех заведений на тысячу человек. Документ направлен на решение ключевых проблем в отрасли. К ним можно отнести устаревшие нормативные требования, сложности с получением лицензии на продажу алкоголя, а также дефицит подходящих площадей.
Отрасль общепита, подобно многим другим, является крайне зарегулированной. Требования к открытию бизнеса в ней морально устарели, они практически не менялись с первых постсоветских лет. В частности, санитарные нормативы существуют чисто формально, их выполнение осложняет жизнь предпринимателям, но никак не влияет на соблюдение гигиенических правил. Другой пример - от закусочных и кафе по-прежнему требуют, чтобы для приготовления холодных и горячих блюд были отдельные цеха, но такая норма уместна лишь для крупных предприятий.
Участники рынка ранее не раз просили у властей изменить санитарные требования и нормативы. Роспотребнадзор даже подготовил проект обновленных правил, но они уже долгое время проходят согласование в инстанциях.
По словам президента Федерации рестораторов и отельеров России Игоря Бухарова, сегодня ресторанам и кафе очень трудно получить лицензию на продажу алкоголя. Она стоит столько же, сколько для розничных магазинов. Но владельцам приходится за нее платить по полной, даже если в баре продаются только слабоалкогольные коктейли. Как итог - только 3% потребления алкоголя в России приходится на общепит, тогда как на Западе эта цифра составляет более 50%.
Что касается дефицита подходящих площадей, то здесь основную проблему представляет множество требований к размещению заведений, которые соблюсти практически нереально. В торговых центрах с жесткой ценовой политикой их владельцев предпринимателям размещаться крайне сложно. На первых этажах жилых домов у общепита постоянно возникают трения с жильцами, которые жалуются на шум в зале ресторана или в системе вентиляции. Повышенный спрос на площадки приводит к тому, что аренда мест, соответствующих всем требованиям, стоит слишком дорого. Это наносит удар по рентабельности бизнеса.
При этом государство с каждым годом все более ужесточает требования к барам и кафе. Не так давно рестораторов обязали получать согласие на открытие заведения от всех жителей дома, согласовывать и устанавливать специальное оборудование - вытяжку на крышу. Кроме того, им запретили работать позже 23:00, хотя самый ходовой товар в заведениях - это чай, кофе и алкоголь, которые больше всего потребляют как раз в вечернее время.
В Минпромторге считают, что вопрос дефицита площадей может быть решен после принятия нового закона о регулировании нестационарной розницы. Куда сложнее будет справиться с другой проблемой - слишком высокими, по мнению участников рынка, ставками налогообложения для ресторанного бизнеса. В ближайшее время они точно не будут пересматриваться в сторону уменьшения.