Россия как инструмент давления на Иран

Читать в полной версии →
Россия временно отказывается от своей ядерной программы в Иране, об этом вчера поздно вечером на ужине лидеров "большой восьмерки" сообщил президент Владимир Путин




Россия временно отказывается от своей ядерной программы в Иране, об этом вчера поздно вечером на ужине лидеров "большой восьмерки" сообщил президент Владимир Путин.

Как сообщает BBC со ссылкой на анонимный источник в британском правительстве, президент В. Путин пообещал заморозить исследования, пока Иран не поставит свою подпись на дополнительном протоколе к договору о нераспространении ядерного оружия, который разрешает инспекции МАГАТЭ. Однако пока Тегеран отказывался подписать его.

Вместо этого иранцы вслед за Россией предложили американцам принять участие в строительстве атомной станции в Бушере, чтобы в Вашингтоне убедились в мирном сотрудничестве Москвы и Тегерана. Однако Белый дом отверг это предложение.

Сообщение о том, что Россия замораживает ядерное сотрудничество с Ираном, уже довольно активно комментируют различные политики и СМИ. Так, высокопоставленный источник в российской делегации в Эвиане на просьбу западных журналистов прокомментировать сотрудничество с Тегераном в ядерной области, заявил, что Россия ожидает, что Иран снимет все существующие опасения по поводу его ядерной программы в ходе предстоящего 16 июня Совета управляющих Международного агентства по ядерной энергии. Москва ждет, что Тегеран окончательно подпишет все документы о нераспространении ядерного оружия.

А уже сегодня на пресс-конференции в Эвиане В. Путин заявил, что все иранские ядерные программы должны быть поставлены под контроль МАГАТЭ. И добавил, что Иран – российский сосед, "мы сотрудничаем с ним, и мы будем сотрудничать дальше". Что же касается других стран, то, по словам президента России, наша страна будет работать с ними в зависимости от того, насколько они открыты и готовы поставить свои ядерные программы под международный контроль.

Появление ядерного оружия у Ирана может существенно изменить стратегический ландшафт и станет головной болью прежде всего для России. Такое мнение высказал сегодня председатель комитета Госдумы по делам СНГ Андрей Кокошин. Он отметил, что в настоящее время есть сведения о том, что Иран по ряду направлений подошел вплотную к "красной черте" в развитии своей ядерной энергетики. "Есть много свидетельств того, что Иран может пойти по пути нарушения договора о нераспространении", - подчеркнул А. Кокошин. Но при этом депутат особо подчеркнул, что все опасения мирового сообщества насчет российско-иранского сотрудничества беспочвенны.

"Совершенно очевидно, что превращение военного Ирана в ракетно-ядерную державу было бы абсолютно против интересов безопасности России", - указал А. Кокошин. Он также сообщил, что, по его данным, Иран уже разработал ракету достаточно большой дальности. В этой связи, считает депутат, исключительно важно всему международному сообществу принять меры для того, чтобы приостановить движение Ирана в этом направлении. Это также касается и Северной Кореи, отметил А. Кокошин.

Сегодня на пресс-конференции в Москве глава Минатома РФ Александр Румянцев рассказал о ситуации со строительством АЭС в иранском городе Бушере. По его словам, сейчас на завершающем этапе находится экологическая экспертиза дополнения к межправительственному соглашению о возврате отработанного ядерного топлива из Ирана в РФ. А. Румянцев подчеркнул, что в соответствии с графиком ввода в эксплуатацию АЭС в Бушере реальный возврат ОЯТ возможен не ранее чем через 10 лет. Поставка ядерного топлива в Иран будет возможна только после заключения соглашения о возврате отработанного ядерного топлива и осуществления контроля над процессом со стороны МАГАТЭ.

Что же касается самого строительства АЭС, то Румянцев отметил, что сейчас произошло небольшое отклонение от графика, и ввод станции в энергетическую систему Ирана, скорее всего, будет перенесен с конца 2004 г. на начало 2005 года.

В настоящее время Россия занимается возведением одного энергоблока АЭС в Бушере. Суммарная стоимость проекта составляет более $1 миллиарда. Кроме того, Минатом РФ планирует провести технико-экономическое исследование возможности строительства второго энергоблока АЭС в Бушере.

Игорь НИКОНОВ |
Выбор читателей