Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Гидросамолеты с атомными бомбами, сеющие смерть и разрушения, появились сразу после окончания Второй мировой войны. В США понимали, что ядерное оружие навсегда изменит правила игры. И если в авиации все было более-менее очевидно, тяжелые бомбардировщики должны были сбрасывать бомбы на города и стратегические объекты противника, на флоте ситуация выглядело совершенно непонятной. Ядерного ракетного оружия еще не было, а самолеты на американских авианосцах просто не могли взять под крыло тяжелые атомные бомбы, которые тогда мало походили на высокотехнологичные В-61-12.
Тогда США решили использовать в качестве носителей так называемые летающие лодки или гидросамолеты. В 1950-м году американцы представили свой четырехмоторный Convair XP5Y-1, который разгонялся до 623 км/час и имел дальность полета 4500 км. Но главное, самолет мог взять 3629 кг бомб и мин, что делало его возможным для нанесения ядерных ударов.
Вскоре требования к самолетам такого типа выросли, и ВМС США понадобился более скоростной самолет, а из XP5Y-1 решили сделать транспортник R3Y Tradewind, который по совместительству еще работал заправщиком.
К этому моменту американское командование держало в уме уже другие машины. Во-первых, реактивный истребитель Convair XF-2Y Sea Dart, который выглядел, как шпионский самолет из фильмов про Джеймса Бонда. Во-вторых, стратегический бомбардировщик Martin P6M SeaMaster, которого собственно, Sea Dart и должен был прикрывать.
SeaMaster легко брал под крыло тяжелую 15-тонную ядерную бомбу, что приравнивало его к стратегическому бомбардировщику. А чтобы его не разнесли на взлете советские истребители, предназначался Sea Dart.
Но, как впоследствии оказалось, самолет с треугольным крылом, несмотря на то, что красиво выглядел, для полетов был практически непригоден. В ходе испытаний было выяснены недостатки, среди которых недостаточная тяговооруженость, сильные вибрации и удары на глиссировании, невозможность горизонтального полета на сверхзвуковой скорости. Наконец, на самолете разбился летчик-испытатель Чарльз Ричбург, что окончательно поставило крест на программе.
Не менее печальная судьба оказалась и у Martin P6M SeaMaster. Поначалу у бомбардировщика были неудачные двигатели, а также недочеты в конструкции и оборудовании. В ходе испытаний тяжелый гидросамолет несколько раз падал вместе с экипажем. 7 декабря 1955 года, потеряв управление, упал первый прототип. Четыре члена экипажа погибли. 9 ноября 1956 разбился и второй, также унеся несколько жизней. Довольно печальная статистика. После этого на гидросамолет поставили другие, более мощные двигатели Pratt & Whitney J75, улучшили авионику, и "махина", наконец, полетела, но... в августе 1959 года программу неожиданно свернули.
Начиналась эпоха ракет. США успешно испытали "Поларис" на атомных подлодках, и в Пентагоне предпочли сделать окончательную ставку на субмарины. Да и вес термоядерных бомб удалось снизить до 2,5 тонн, что сделало возможным подвешивать их на палубные бомбардировщики.
Позже СССР вернется к идее самолетов, превращающихся в корабли и разработает экранопланы, в том числе ракетоносец "Лунь", который был успешно испытан. Однако отдельные недостатки, вроде уязвимости из-за больших размеров, а также распад Советского союза, фактически похоронили проект. Тем не менее, периодически военные вспоминают про экранопланы как очень эффективное оружие.
В сентябре этого года министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявил о разработке Россией военного экраноплана в рамках государственной программы вооружения до 2027 года. Правда, когда он будет построен, что называется в железе, неясно. Скорее всего, после 2030 года.
В Киеве уверяют, что Москва продумала несколько сценариев будущего