Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
По словам главы Директората ОЭСР по предпринимательству, финансовой и налоговой политике Райнера Гайгера, в 47 странах этой организации к категории средних и малых относятся 95% предприятий, аккумулирующих 60-70% рабочих мест. В ЕС, согласно официальным статистическим данным, на средний и малый бизнес приходится 65% ВВП, в том числе 25% -- на "очень мелкие" предприятия (93% от общего числа хозяйствующих субъектов). Похожая ситуация и в США: малые и средние фирмы, на которых занято 53% наемных работников, производят около 50% ВВП.
Положение в России в сфере малого предпринимательства -- словно по поговорке: "у семи нянек дитя без глазу". Кто у нас только этим не занимается! -- правительственные ведомства (прежде всего, Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства), Торгово-промышленная палата, Госдума и Совет Федерации, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП), политические партии и всевозможные общественные организации… А кроме отечественных попечителей, еще и международные финансово-экономические институты -- ЕБРР, Всемирный банк, ОЭСР, ЕС (в рамках программы TACIS).
И ведь нельзя сказать, что ничего не делается. Особенно следует подчеркнуть международное содействие. ОЭСР, например, тесно сотрудничает с Министерством по антимонопольной политике. Не исключено даже создание ими на постоянной основе совместного комитета по проблемам развития в России предпринимательства, малого и среднего в первую очередь (такую идею выдвинул министр Илья Южанов). Достаточно широкую программу по кредитной поддержке малых предприятий осуществляет в 65 российских регионах ЕБРР. Показательно, что прибывший 19 февраля в Москву президент ЕБРР Жан Лемьер свой первый визит нанес не в правительственные учреждения, а в одну столичную фирму, пользующуюся ссудами банка.
В ходе состоявшегося две недели назад официального визита в Австрию президента Путина подписано два соглашения о содействии австрийской стороны развитию в России малого и среднего бизнеса -- межправительственное и между банком "Бюргес" и ФФПМП. Речь, в частности, идет о техническом и консалтинговом содействии, о помощи в подготовке кадров, предоставлении технологий финансирования и повышения конкурентоспособности малых предприятий.
В бюджете на текущий год на эти же цели предусмотрены ассигнования в размере 90 млн. рублей. Последуют ли они в реальности? В любом случае это -- что слону дробинка. Ведь на реализацию в полном объеме новой Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства на 2000-2001 гг., утвержденной Госдумой весной прошлого года, требуется, по оценкам, 5 млрд. рублей, то есть в 55 раз больше. (Да и что такое даже 5 млрд.? - всего $175 млн.; это на всю-то страну!) Программа, между прочим, предполагает увеличение к концу 2001 года количества рабочих мест в сфере малого бизнеса до 8,5 млн., а его доли в ВВП -- до 12%. За первые три квартала 2000 года малыми предприятиями было произведено товаров и услуг на 443 млрд. рублей против 423 млрд. рублей за весь 1999 год. Рост налицо, однако с поправкой на инфляцию он не столь внушителен, и его темпы не слишком превосходят общие темпы экономического подъема в данный период. Так что до заветных 12% ВВП (не говоря уже о большем) -- еще как до Эмпирея. Кстати, численность занятых на малых предприятиях увеличилась за тот же период менее чем на 1,3%.
В Москве на 180 тыс. малых предприятий занято 1,5 млн. человек. Этому в немалой степени способствовало успешное выполнение соответствующей городской программы. Новая программа на 2001-2003 годы утверждена московским правительством 23 января сего года.
Напрашивается, однако, вопрос: почему развитие малого бизнеса у нас столь зависимо от конкретных действий властей вообще и региональных в частности? Не потому ли, что в масштабах всей страны не созданы необходимые условия, законодательные в том числе, чтобы частные предприниматели чувствовали себя комфортно? Выше говорилось о скудости выделяемых на поддержку малого бизнеса средств, но ведь вовсе не обязательно финансировать его напрямую (инвестировать надо прежде всего программы обучения предпринимателей, создания необходимой инфраструктуры, развития систем микрокредитования и т. п.). Главное же заключается отнюдь не в дефиците государственного финансирования, а как раз в отсутствии благоприятных "рамочных условий" для бизнеса.
Что касается налогов, то дело не только в их ставках, но и в количественном обилии, а также в запутанности всей системы (изменит ли положение к лучшему введение в действие второй части Налогового кодекса -- выяснится из правоприменительной практики). Есть, правда, такая форма, как единый налог на вмененный доход, существующий в 62 регионах. Но от него предприниматели стонут более всего, и опять же по причине бюрократического произвола в оценке доходности их бизнеса.
Отдельная проблема -- недоступность кредитов, что связано с общей ситуацией на финансовом рынке. Тем временем ждут не дождутся своего часа законопроекты, позволяющие облегчить кредитование малого бизнеса -- "О кредитной кооперации", "О паевых фондах", "О взаимном страховании".
Видимо, все эти вопросы и будут рассматриваться правительством, когда оно соберется судить-рядить, как же все-таки поддержать малый бизнес. Окажутся ли итоги правительственных посиделок действенными -- покажет время.
На Западе полагают, что город скоро отойдет под контроль России
Тегеран опасается последствий после прихода республиканца к власти