"Вторая жизнь" – французская комедия в старом добром стиле, но без прежнего азарта. Зато с путешествиями по времени
Под лейблом "Проекта 35" в почти одноименном кинотеатре вышла французская комедия "Вторая жизнь". Откровенно говоря, для меня этот факт был полной неожиданностью, поскольку "Проект 35" вроде как ориентируется на
"фильмы мирового арт-хауса, кинокартины экзотических кинематографий (включая и их парадоксальные коммерческие проекты), культурное кино старушки Европы, независимые американские картины" (пресс-релиз). "Вторая жизнь" не является ни первым, ни вторым, ни третьим, ни четвертым, поскольку французская кинематография пока еще не является для нас экзотикой, а довольно стандартная и вполне коммерческая комедия никак не укладывается в рамки "мирового арт-хауса" или "культурного кино".
Фильм снял Патрик Брауде. Имя это вряд ли что-то говорит отечественному зрителю; если россияне и знакомы с его творчеством, то скорее опосредованно – в 1993 году он снял фильм "Девять месяцев" с собой же в главной роли, и на этот фильм в Голливуде вскоре сделали одноименный римейк, правда, вместо Брауде взяли Хью Гранта. До нас, естественно, добрался американский вариант фильма.
Вечный ужас тридцатилетних: "Однажды вот так проснешься – а тебе сорок пять!". Кажется, ведь только на днях еще в школу ходил, первое свидание буквально позавчера было, до дому там провожал, нежно за руку держал, и все дороги были открыты, а уже дети на шее, лысина на голове, и одышка во всем организме.
Брауде решил поиграть с этой мыслью: его герой становится из тридцатилетнего сорокапятилетним в мгновение ока. Вот Венсану тридцать, он славный малый, левак и зеленый, у него друзья и любимая девушка Лори (Мария де Медейрос, возлюбленная Уиллиса в "Криминальном чтиве"), единственное, что у него отсутствует, так это решительность. Венсан в принципе не способен делать выбор и потому чрезвычайно слабо представляет свое будущее. Но однажды он врезается в афишную тумбу на тарахтящей малолитражке и, очухавшись от удара, обнаруживает себя за рулем слегка покореженного "мерседеса" в компании грудастой супруги, сексапильной дочурки лет двадцати и сынули школьного возраста. Прошло шестнадцать лет (но дочурке – двадцать, не меньше). Венсан мультимиллионер, негодяй и отец семейства. Лучший друг работает у него шофером, секретарша при встрече сразу лезет в штаны, а некогда любимая девушка знать его не хочет. Дальнейшее развитие сюжета предугадать нетрудно – Венсан хочет обратно в тридцатилетние. Мультимиллионы и дружба с президентами его отчего-то не прельщают, ему несбывшуюся любовь вернуть хочется. Ведь "потерявши – плачем".
Рассказывать, как все кончилось хорошо, не буду. Придумка там избитая, но хитросплетений много.
Что такое французская комедия, к которой мы привыкли? Это когда нелепые, очень суетливые мужчины беспрестанно попадают в идиотские ситуации, размахивают руками, кричат "О-ля-ля!" и почему-то пользуются повышенным спросом у очень красивых женщин. И это смешно. Венсан в образ классического героя французской комедии укладывается четко: маленький, нелепый, суетливый, нерешительный. Много говорит и скачет козлом. Проблема только в том, что если в лучших образцах французской комедии персонажи органично вписаны в окружающий их мир, то герой Патрика Брауде кажется одиноким неумелым клоуном, который судорожно расходует весь свой арсенал штампованных шуток, пытаясь развеселить окружающих. Вообще, юмор – дело серьезное, сконструировать его не у всех получается. У Брауде скорее не получилось. Там не то чтобы совсем плохо, там изюминки нет. Все элементы комедии налицо, а вот не складывается комедия.