Они работают пять дней в неделю, чтобы в выходные глотнуть, пыхнуть, нюхнуть – короче, стать общительными и раскрепощенными. Так происходит каждый уик-энд: они уходят "в отрыв"
Как только не обзывают фильм "В отрыв" (
Human Traffic): и социальной комедией, и молодежной, и химической, и кисл(отн)ой... С тем, что это комедия, спорить трудно, а вот что касается эпитета, так, по моему скромному мнению, "В отрыв" – это типичная романтическая комедия. Правда, основательно погруженная во вполне определенную
социальную среду и специфическую
кислотно-молодежную субкультуру.
Дело происходит в Уэльсе, где-то в середине 90-х годов того еще, прошлого века – фильм выпустили в 1999, но делали долго, почти 3 года. Как пишут в пресс-релизе: "Этот фильм рассказывает правду о сегодняшней молодежи. Ушло три года кровавого пота и слез, чтобы снять его...". После такой фразы настраиваешься на очередное исследование проблемы "легко ли быть молодым". В какой-то мере эти ожидания оправдываются, но, к счастью, позиция авторов (не героев, те-то полны пафоса) вполне легкомысленна – легко-нелегко... ну, фигово, конечно, но, с другой стороны, вроде нормально, вроде даже клево.
Главного героя зовут Джип – это глубоко несчастный молодой человек из простой пролетарской семьи: мама проститутка, папы не заметно. Мало того, что всю неделю парень вынужден торговать штанами в местном магазине, так его еще и никто не любит. В смысле, девушки нет. И причина в самом Джипе: есть большая вероятность, что он импотент. Во всяком случае, так ему кажется. Просто был такой случай – однажды он, точнее, они... ну, она к нему, а он думает: "только бы не...", и... короче, все упало. И обратно никак. А она говорит: "Что-то не так?". А то, типа, не видно. Всё там не так. Она еще говорит: "Может, дело во мне?". Что ей на это скажешь? Что в тебе-то? Дура! У тебя все на месте. Чего с тобой-то может быть не так? Нет, подруга, просто... ха-ха... в общем, похоже, я импотент! Короче, у Джипа случилась паранойя на сексуальной почве. Но кроме паранойи у него были друзья – отличные ребята, каждый из которых был по-своему несчастен. По похожим поводам. А еще была лучшая подруга Лулу. Нет-нет – просто подруга, просто отличнейшая подруженция, отвязнейшая, глубоко несчастная (очередной козел бросил, а оргазм видела только в книжках с картинками) девчонка Лулу, которая очень нравилась Джипу. Просто как подруга. И вот однажды, после бесконечной трудовой недели наступила пятница. А когда она кончилась, вечером в воскресенье, Джип и Лулу уже не были глубоко несчастными лучшими друзьями, а были сами знаете кем. Классика. Поцелуй в диафрагму. Все как 10, 20, 30... 90 лет назад. Как в "Джазе только девушки" и "Большом вальсе". Потому – это романтическая комедия. Тем не менее, для всего многообразия эпитетов, которыми ее награждают, есть вполне веские основания. Главная фишка фильма в том, что большую его часть все без исключения персонажи проводят в состоянии наркотического опьянения. Грубо говоря – крепко обдолбанными. В этом, собственно, и заключается его порочное очарование.
Мудрые критики сетуют на очевидную вторичность картины. Всё, дескать, уже было – и тема, и шуточки, и стиль съемок и, конечно же, "клиповый монтаж". Ну, во-первых, было далеко не всё. Никогда не было
настолько обыденного показа наркотиков. Хотя о них говорят постоянно и много, английскому режиссеру Джастину Керригэну, несмотря на отчаянную молодость (25 ему, что ли), а может, и благодаря ей, удалось сделать удивительную вещь: создав насквозь наркотическую картину, он не стал ни за что бороться. Ни за легализацию наркотиков и выдачу их вместо школьных завтраков, ни за крестовый поход против экстази, героина и хауса. Хотя привел всевозможные мнения. Именно привел: вот умный дядя в очках рассказывает, что мрут все от передозировки, а паренек напротив говорит, что на его памяти таких не было; умный дядя сообщает цифры и тычет указкой в муляжи внутренних органов, паренек покуривает и возражает случаями из жизни; дядя пугает сексуальными проблемами, паренек... промолчал Джип. Короче говоря, если рассматривать "В отрыв" как манифест, или социсследование, или актуальное кино, то творение Керригэна безусловно вторично. Да он и сам это знает и напрямую, устами своих героев, признается в цитировании того же "Трэйнспоттинга". Но Керригэн не снимал манифеста. Или, по крайней мере, не снял – что он там задумывал, мне неизвестно. А в сухом остатке есть одна хорошо рассказанная смешная история. И оттого, что все персонажи этой истории находятся под кайфом, она лишь наполнилась специфическим юмором. Причем, если в многочисленных слышанных мною
анекдотах о наркоманах их обычно изображают медлительными и неразговорчивыми, то "В отрыве" они общительные и такие весе-олые!!! Ну, конечно, поутру всё не то... Поутру отходняк, ты один на диване, висящем в межзвездном пространстве, и далекая Реальность зовет тебя вернуться в ее лоно, но когда еще оно наступит, утро. А пока – танцы до упаду, поиски глубокого философско-наркотического смысла в "Звездных войнах" (там же тоже одни торчки, особенно этот зеленый, лопоухий), общение на запредельном уровне доверительности ("у основания Он у него чуть загибается...") и яркое, ослепительное шоу "Час косяка". И кино получилось вполне качественное, абсолютно неполиткорректное, зато очень безалаберное и веселое. Трепа, правда, многовато, это создает некоторые трудности для людей, не знающих вражеские языки (фильм идет с субтитрами), но такова уж специфика, ничего не попишешь. Зато и иллюстраций трепа хватает, причем иллюстраций прямых – если Джип жалуется, что местный магазинный фюрер-менеджер дрючит его по-черному, режиссер тут же заботливо демонстрирует зрителям, как бесноватый мужичок со штрих-кодом на лбу учит главного героя жизни энергичными движениями таза. Смешно.
Кстати, буквально на днях выходит еще одна "молодежная" комедия – "Где моя тачка, чувак?". Вот если посмотреть эти две картины последовательно, очень наглядно видно, чем европейское кино отличается от американского. Правда, начинать, наверное, лучше с Голливуда – снижать ведь градус неправильно.
Фильм можно увидеть в кинотеатре "35 мм".