НТВ без России, Россия без НТВ

Может случиться так, что сегодня ночью таблички на дверях кабинетов руководящих работников НТВ заменят без "шума и пыли". А может – с лязгом, грохотом и потасовкой. Бог им всем судья. Дело в другом

Начнем с конца – с вечернего собрания сотрудников НТВ, их сторонников, сочувствующих, попутчиков и, вероятно, какого-то количества случайных статистов, собравшихся в большой телестудии. Лично я не разделяю мнения многих своих коллег, что-де опостылело смотреть, как НТВ говорит о самом себе. Во-первых, это интересно, и тот, кто с этим не согласен, чаще всего за словами о "правильной журналистике" скрывает свое досаду за невозможность вот так же быть интересным своим зрителям или читателям, как энтевэшники своим. Во-вторых, что бы мы ни думали о Гусинском, Киселеве и прочих больших и малых функционерах компании, об их объективности или, напротив, ангажированности, в данном случае дело совсем не в них. Если сосед по лестничной клетке тебе заявляет (пусть даже он галлюцинирует, но ты этого не знаешь), что у него каждый раз в День милиции выламывают дверь, то как отогнать мысль о вероятности подобного же конфуза уже с тобой самим? Никогда не будет лишним в очередной раз поразмышлять на тему: а есть ли дым без огня. Вчера же порадовало то, что в какой-то момент участники "профсоюзного собрания" (как выразился Шендерович) стали призывать не упоминать в всуе высокие материи, как то: свобода слова, демократия и пр., и пр., а просто обговорить план мероприятий на ночь или на следующий день. И то верно: когда упомянутые выше ценности по-разному понимают даже такие люди как Немцов и Явлинский, дальше дискутировать на этот счет просто опасно: слово "демократия" в нашей стране уже стало ругательным.

У сотрудников Евгения Киселева не получилось в кадре показать, что они единая команда. Единства-то как раз таки и не было: одни рвались на баррикады, другие предлагали их не строить и вообще не замечать противника. Не получилось разъяснить самим себе, не говоря уже о зрителях, ради чего, собственно, с НТВ так обошлись (реплика Радзиховского о тупости власти, не понимающей, ради чего она это все затеяла). Впрочем, эта бестолковость – неизменная черта большинства "больших эфиров", и кстати, не только на НТВ. Но получилось другое, то, что важнее всего: мы все, зрители, увидели живой организм телекомпании. Сомневающийся, колеблющийся, но живой. Если счесть, что именно в этом и была задумка Евгения Киселева, то представшее вчера на экране – его несомненный успех. В самом деле: бывший (по версии "Газпрома") Киселев в прямом эфире, на всю страну, советовался со своими "звездами", идти на баррикады или нет. За время более чем двухчасового эфира не было не только рекламы, но и звонков Гусинского, который, как мы это знаем со слов самого президента Путина, "инструктирует" Киселева и его менеджеров. Так что если сегодня ночью судебным приставам окажут жесткое противодействие, то мы – согласны мы с этим или нет – будем по крайней мере знать, что так решили сами сотрудники телекомпании. Если не будут и решат работать, как работали, – значит, Киселев со всеми его "инструкциями" не указ, и "зуд работы", как выразился вчера один из журналистов компании, возобладал над праведной драчливостью.

Готовя уже не первый материал на тему "пресса и власть", всякий раз ловлю себя на мысли: как-то это все нелепо. На рынке информационных услуг, где очень тесно и конкуренция идет не только по "горизонтали" (например, между телекомпаниями), но и по "вертикали" (между телекомпаниями и бумажной или электронной прессой), обсуждать своего "заклятого" коллегу такой же моветон, как и говорить о самом себе и своем издании. Но видно, так уж у нас повелось: все шиворот-навыворот. Многие из нас как зрители терпеть не могут неуверенную речь Киселева в "Итогах" и при этом обожают Шендеровича. Мы как граждане можем сомневаться в финансовой чистоплотности Гусинского, взявшего и не отдавшего, но пройти мимо более чем сомнительной практики в работе наших (наших?) судов, отменяющих свои постановления спустя считанные часы после принятия предыдущих, причем за подписью того же судьи, мы не вправе. Как трезвые наблюдатели мы имеем полное право аплодировать президенту, произнесшему вчера одну из самых лучших своих – да и вообще президентских – речей в истории России. Но как изо дня в день сопрягать эти слова с практикой чиновников, тупых до такой степени, что одно из важнейших государственных мероприятий, Послание президента, оказалось на информационной периферии вчерашних, сегодняшних, завтрашних новостей и новостей ближайших дней! От того, что все каналы (включая, кстати, и НТВ) начинали свои новости именно с этого события, ничего не менялось: зрители ждали именно сюжета об опальном телевидении. Если кто думает, что народонаселение сосредоточилось все же на анализе Послания, объясню: простой народ из того, что сказал Путин, мало что понял. Федеральное же Собрание не будет истязать себя еженощными думами: приказы не обсуждают. Так что пиар этому, повторюсь, действительно нерядовому мероприятию в Мраморном зале Кремля должны были обеспечивать те же журналисты. А им, как всем понятно, уже не до того.

Я не знаю, какой план действий примет коллектив НТВ сегодня поздним вечером. В таких случаях советовать – даже своим коллегам – дело неверное. На кону не только судьба компании, при всей ее значимости для страны, но биографии реальных людей, которые не герои, которые привыкли к устоявшейся жизни и обеспеченной работе. Всегда легко себя убедить в том, что не все уж так и страшно. Еще легче сказать, что "мочат" не тебя лично, а твоего босса, Гусинского или Киселева, и дело не в свободе слова, а в шлейфе сложных взаимоотношений, связывающих твоих начальников с властью. Это я к тому, что единения может и не быть. Может случиться и так, что сегодня ночью таблички на дверях кабинетов руководящих работников НТВ заменят без "шума и пыли". А может – с лязгом, грохотом и потасовкой. Бог им всем судья. Дело в другом.

Вот вам проза жизни: я люблю смотреть "Тушите свет". И если программа не выйдет не потому, что ее закрыл Кох, а из-за ухода с НТВ ее ведущего Новоженова, мне это все равно не понравится. Мой друг – большой поклонник "Антропологии" Диброва, Киселева же на дух не переносит. А так как он вообще не владеет ситуацией, то предвижу его звонок ко мне с вопросом: "Куда эти сволочи Дибра дели?". И для него "сволочи" решительно все, из-за кого любимая передача исчезла с канала. А для вас?

Выбор читателей