Побыв по ту сторону камеры, оператор решил, что самое время снять собственный фильм. И сделал это. Результат получился довольно странный...
Карьера у Януша Камински, что называется, заладилась: в двадцать два парень оставил родную Польскую Народную Республику, а к сорока одному он уже любимый оператор Стивена Спилберга – стоял по ту сторону камеры в "Списке Шиндлера", "Парке Юрского периода", "Амистаде" и "Спасении рядового Райана", он же работает сейчас над новыми проектами Спилберга. В прошлом году Камински решил, что уже достаточно изучил кинопроцесс, и попробовал себя в режиссуре. Получились "Заблудшие души", прокат которых с 19-го апреля начинается в Москве.
"Заблудшие души" – фильм довольно странный, чтобы не сказать уродливый; сделан не считаясь с законами жанра (или на стыке жанров), при просмотре кажется чудовищным примитивом, зато дает богатые возможности для интерпретаций. Начинается история в психушке, где героиня Вайноны Райдер Мая присутствует при обряде экзорцизма (соответствующим образом подготовленный священник изгоняет из буйного пациента дьявола). Нечистый то ли изгоняется, то ли нет, пациент в коме, священник близок к ней, вся больница на ушах. Мая, оправившись от испуга, принимается изучать записи больного – он бывший профессор математики, поэтому записи представляют из себя цифровой шифр, но так как Мая девушка образованная (преподает французский в приходской школе), она довольно легко шифр разгадывает и узнает имя человека, через которого дьявол собирается прийти в наш мир. Это известный писатель-маньяковед Питер Келсон (Бен Чаплин). Мая понимает, что надо мир спасать, и бросается с этим открытием непосредственно к Келсону. Как написали в пресс-релизе, "ей нужно убедить циничного журналиста в существовании потустороннего мира... никогда еще её вера не противостояла столь серьёзному сопернику, но и Мая не намерена сдаваться". Задача у Маи и впрямь не из легких – представьте, что к вам приходит девушка с горящими глазами, и мало того, что пытается убедить в существовании нечистого, так еще и приносит соболезнования в связи с планируемым вселением его в ваше бренное тело. И даже хуже – упирая на сознательность и необходимость заботиться о судьбах человечества, намекает на необходимость скоропостижно скончаться, дабы врагу рода людского некуда было вселяться. Тактика выжженной земли. Естественно, Келсон возражает и из последних сил пытается быть атеистом. "Но и Мая не намерена сдаваться".
Кино, повторяю, странное. Больше всего оно напоминает шпионский детектив, где дьявол – это такая вражеская разведка, которая с помощью пятой колонны пытается завербовать честного человека, – там ведь в итоге целый заговор обнаружился. С другой стороны, это может оказаться психиатрической драмой, в которой одна явно тронутая, но энергичная дамочка аккуратно доводит хорошего человека до самоубийства. С третьей стороны, это всё-таки было бы похоже на мистический триллер, кабы не финал – ну не бывает в ужастиках, чтобы вся бодяга кончилась контрольным выстрелом в голову. Так что затрудняюсь я в оценках – что собирался сделать режиссер Януш Камински, для меня осталось загадкой. Но то, что сделал Камински как оператор, и вообще всё художественное решение фильма – удивило приятно. Хотя бы тот факт, что он отказался от смоделированных на компьютере рогасто-клыкасто-слизистых зверюг и прочей попсы, уже не может не радовать.
Прокат фильма вряд ли оправдал надежды создателей – при бюджете в $28 млн. общие сборы составили что-то около $22 млн., посему планам его продюсеров о выпуске ещё одного религиозного триллера, возможно, не суждено сбыться.
Фильм можно будет увидеть в кинотеатрах "Прага", "Мечта", "Стрела", "Витязь", "Аврора", "Солнцево", "Тбилиси".