Российский триллер: сборка Хичкока из отечественных комплектующих. Маленькая девочка поверила, что в нее влюблен таинственный маньяк. Маньяк не возражал
Отечественное кино отличается от мирового в том числе еще и потрясающей жанровой неразберихой, а также отсутствием некоторых жанров как класса. Выпускник сценарно-киноведческого факультета ВГИКа Николай Лебедев, в силу полученного образования, не мог не заметить этот прискорбный факт и, судя по всему, взял на себя миссию создания российского триллера – в 1997 году он снял "Змеиный источник" про провинциального маньяка-удушителя, а спустя год закончил фильм "Поклонник". Правда, по уже сложившейся традиции, картина эта успела изрядно попутешествовать по фестивалям, а занятые в ней юные актеры заметно подросли, прежде чем создатели провели официальную премьеру и объявили, что фильм наконец пришел к своему зрителю. Надо сказать, пришел он очень относительно: премьера состоялась 6 апреля, а в прокате фильм
возможно появится где-то в конце мая. Но все-таки.
От женщины уходит мужчина. К другой женщине, молодой. Точнее, мужчина (Сергей Гармаш) ушел даже от двух женщин – жены Сашуленьки (Елена Сафонова) и 13-летней дочери Лены (Марина Черепухина). Женщины остались одни; старшая причитает, а младшая начинает решать проблемы, прежде всего финансовые. Надо сказать, решает она их как-то очень старорежимно – хитроумно обойдя трудовое законодательство, устраивается работать почтальоном. Труд, конечно, почетный, но на сегодняшний день не слишком популярный среди тинэйджеров. Ну, сойдет за художественный вымысел. И вот резвая девочка-Леночка с толстой сумкой на ремне бежит по темным улочкам, доставляя гражданам "вечерку" (режиссер явно грезит о золотом веке отечественной прессы – не "Экстру-М" доставляет юная почтальонша, а "вечерку", да еще по вечерам, то есть свеженькой). А в это самое время тетушки-коллеги непрерывно судачат о таинственном маньяке, который бродит по городу, режет девушек большущим ножом и не дается в руки милиции. Однажды в подворотне на Лену нападает несколько малолетних хулиганов, и лишь вмешательство таинственного незнакомца в шляпе помогает ей избежать неприятностей. Естественно, ружье стреляет – мало того, что девочка влюбляется в романтический образ, точнее, считает, что незнакомец влюблен в нее, так еще и принимает его за того самого маньяка – дикого зверя, якобы порабощенного ее обаянием. И сама по себе теория очень волнительная для неокрепшего организма, но самое главное – она находит фактическое подтверждение: некто неразговорчивый названивает Лене домой, сопит в трубку, сам не говорит, зато благосклонно выслушивает просьбы девочки, более того, выполняет их. А она медленно, но верно борзеет. Сначала просит роликовые коньки, потом "заказывает" "разлучницу" – молодую пассию отца, а после начинает выполнять просьбы подружки: надоела "англичанка"-репетиторша – покалечь, маньякушка, "мучительницу". В какой-то момент Лена наконец пугается исполнения своих желаний и пытается поставить молчаливого "поклонника" на место, но, естественно, безрезультатно – события уже вышли у нее из под контроля, а точнее, никогда под контролем и не находились.
В 99-м году, на "Киношоке" Лебедев получил приз жюри дистрибьюторов как создатель фильма с успешным прокатным будущим. Формулировка многообещающая, и в принципе я понимаю, чем руководствовались господа дистрибьюторы, когда этот приз присуждали. Искренне хотелось бы, чтобы их прогнозы оправдались, хотя я на этот счет испытываю... ну, скажем так, более сдержанный оптимизм. Картина наверняка имела бы шикарный прокат в те далекие времена, когда в кино ходили широчайшие слои советского общества, а вот для современного, как правило молодого зрителя она, как мне кажется, недостаточно энергична. Проблема все в той же жанровой неразберихе. Несмотря на говорящий подзаголовок "фильм-саспенс", эту картину можно считать
скорее триллером или
в большей части триллером,
чем... чем всем остальным. Чистота жанра все-таки не выдержана, Николай Лебедев умудрился сделать три фильма в одном флаконе: триллер, семейную драму и детское кино в лучших традициях студии им. Горького. Такой симбиоз сам по себе криминалом, конечно, не является, но требует исключительной аккуратности и вкуса при составлении единого произведения из имеющихся компонентов. На мой взгляд, Николаю Лебедеву это удалось не в полной мере – картина временами разваливается, декларируемое напряжение отступает, когда зритель обманывается, попадая в эстетику детского (семейного) фильма и ожидая соответствующего развития событий. Повторюсь, в этом нет ничего зазорного, более того – в этом даже может быть кайф фильма. Вполне допускаю, что отступления были сделаны сознательно и, кстати, достигли своей цели – вплоть до развязки идентифицировать маньяка не удается (ну, по крайней мере мне не удалось), его фигура просто теряется в многочисленных сюжетных хитросплетениях, хотя задним числом вспоминаешь честно расставленные режиссером вешки. Тем не менее, остаюсь при своем мнении – в фильме много лишнего и необязательного. Не хватило режиссеру умения, слишком надолго отпустил зрителя, слишком много мусора оставил, пожалел выбросить, может, и приятные, но не необходимые сцены.
И последнее. Об актерах. На том же позапрошлогоднем "Киношоке" приз за лучшую женскую роль получила Марина Черепухина, исполнительница роли 13-летней Лены. Самое забавное, что это решение выглядит абсолютно оправданным – девочка действительно отработала по максимуму, куда лучше своих именитых коллег. Та же Елена Сафонова, при всем уважении, слишком уж
играет свою роль, остается актрисой в роли мамы и брошенной жены, не становясь мамой и женой. Привычен и обычен Борис Щербаков, неплох Гармаш, хороша Нина Усатова. И очень хорош маньяк.