Театральные подмостки МХАТа им. Горького теперь сродни думской трибуне. В новом спектакле режиссера Станислава Говорухина "Контрольный выстрел" герои говорят фразами из выступлений Говорухина-депутата
Все-таки годы, проведенные в кресле депутата Госдумы, руководителя одной из парламентских фракций и кандидата в президенты, не проходят даром, оставляя свой след в сознании. Станислав Говорухин, режиссер и депутат, поставил спектакль "Контрольный выстрел" на сцене МХАТа им. Горького, предварительно написав одноименную пьесу в соавторстве с Юрием Поляковым. Это первая театральная постановка Говорухина, который не так давно попробовал силы и в живописи, организовав персональную выставку своих работ. Спектакль "Контрольный выстрел" – следующий и весьма решительный шаг деятельного политика и маститого кинорежиссера. Причем политическая ипостась Говорухина теперь значительно перевешивает творческую.
На нескольких квадратных метрах сценического пространства Станислав Говорухин умудрился столкнуть лбами все социальные слои и прослойки современного общества. Герои пьесы – не просто какие-то придуманные персонажи: на одном фланге – обиженные и оскорбленные, на другом – хозяева жизни, бесцеремонные и могущественные. Собственно, хозяин в пьесе всего один – Владимир Ильич (шутка или злой умысел?) Корзуб. Сие "действующее лицо" в программке обозначено скромно, но многозначительно: как "олигарх". Оппонентом – Иван Афанасьевич Кораблев, отошедший от научных дел, но весьма социально активный академик со своим многочисленным семейством. В стане обойденных жизнью – жена академика, профессор словесности Вера Михайловна. Правда, словесность она изучает вовсе не изящную, а самую что ни на есть тяжеловесную: старушка собирает непечатный слэнг, на котором, впрочем, сейчас многие разговаривают. В том числе и с депутатской трибуны на Охотном ряду. Далее следуют: дочь академика – неудавшаяся актриса; племянник академика – русский строитель из Ташкента; сын академика – светило нашей науки, уплывшее за границу за лучшей долей; бывший муж дочери академика – нищий военный; и, наконец, внучка академика – красавица и умница, на которую злобный олигарх положил глаз и задумал жениться. В массовке – участковый милиционер, дворник Светлана Петровна, между прочим, бывший кандидат наук, ее дочь Галя – студентка и по совместительству девица легкого поведения и еще пара-тройка неприкаянных персоналий. Ну чем не мини-модель современного социума в отдельно взятом театре?
Действие разворачивается то в кабинете олигарха, то в многонаселенной квартире академика. После шумного галдежа персонажи один за другим выходят на авансцену, чтобы изложить зрителям свою позицию. Словно Ленин на броневичке, сжимая в руках вовсе не кепчонку, а мобильный телефон, олигарх оправдывается перед собравшимися за наличие баснословного количества денег в собственном кармане. "Ведь я работаю до седьмого пота... я такой же, как Рябушинский, как Мамонтов". Академик дует в свою дуду, стреляя глазами в зрителей: "Не дай вам Бог жить на обломках Отечества... Обворовали, ограбили, плюнули в душу...". И так все центральные персонажи по порядку. У каждого своя правда. Каждому не терпится донести ее до публики, не расплескав по дороге.
Не надо быть провидцем, чтобы предположить: владелец заводов, газет, пароходов Владимир Ильич Корзуб вносит смуту в сплоченные ряды обедневшей интеллигенции. Один звонок по мобильному – и неприкаянный строитель из Ташкента перебирается в Москву, нищему военному дают покомандовать дивизией, а для неудавшейся актрисули находится главная роль. Довершается растление тем, что внучка академика соглашается-таки стать законной супругой олигарха. Только вот академик что-то уныло пыхтит и подаркам не радуется. Переживает, наверно, за Отечество.
Все бы было хорошо, и зал уже собрался аплодировать счастливому финалу в духе мексиканских сериалов, но не тут-то было. Первая любовь внучки, офицер-подводник, неожиданно всплывает на поверхность. Смятение чувств, судьба осчастливленного семейства висит на волоске, внучка в раздумьях, что выбрать: любовь и бедность или богатство и, соответственно, нелюбовь. Не буду раскрывать все перипетии финала. Должна же я вас чуточку помучить. Прогуляйтесь во МХАТ имени Горького на досуге. Сами все узнаете. Впрочем, и так не трудно догадаться.
В спектакле Говорухина любовная линия причудливо, как в лучшем советском кино, переплетается с размышлениями о тревожной политической обстановке. Персонажи, словно глашатаи, бубнят про несуразности эпохи, наши беды и поражения. Интеллигенция беспомощно разводит руками, приговаривая: "Неожиданно, против своей воли, мы оказались в совершенно другой стране". Олигарх резонно возражает: "Так не бывает, чтобы против своей воли". Вообще, несмотря на прилизанность и правильность выписанного авторами Владимира Ильича Корзуба, не любит Говорухин олигархов. Но и бороться с ними, наверное, не в силах. Разве что в спектакле показать, кто нынче полноправный хозяин и кому мы с таким азартом и готовностью продаемся. Режиссер словно пальчиком грозит притихшей публике, поучает, что не в деньгах счастье. Есть и высшие ценности. Трудно спорить с режиссером и депутатом Говорухиным. Да и не нужно. Все правильно показал, все язвы вскрыл, но отчего-то у зрителей такое ощущение после спектакля, что не в театре побывали, а на пленарном заседании. Театр – храм искусства. А вот искусства в спектакле "Контрольный выстрел" – как набранных Говорухиным процентов в президентской гонке: пятипроцентный барьер перешагнуть – недостижимая мечта.
Вероятно, спектакль будет иметь успех именно у обиженной интеллигенции, которая и составляет основную часть театралов. Будут рады пенсионеры и патриоты, коммунисты и шовинисты. Дети тоже повеселятся, но не от выходок олигарха, а от современного слэнга, которым так и сыпет смешная профессорша. А больше радоваться в "Контрольном выстреле" нечему, да и некому.