Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Износ основных фондов ЖКХ достиг 60%, а количество аварий увеличилось за последние 10 лет в пять (!) раз. Если сейчас не предпринять каких-то экстренных мер, то, по прогнозам, через два-три года, когда фонды обветшают окончательно, рушиться и взрываться все и вся начнет ежедневно и повсеместно. Между тем события последней зимы заставляют думать, что такой момент Х, возможно, уже почти наступил.
Три дня подряд власти энергично рядили-решали, что же им (и всем нам) с ЖКХ делать. В прошлый понедельник по этому поводу у Путина собирался президиум Госсовета, во вторник означенную проблему Госсовет силился решить уже в полном составе; наконец, в среду тот же вопрос рассматривало на своем заседании правительство, одобрившее соответствующую программу Госстроя. Как таковых программ реформирования ЖКХ сейчас две: правительственная и Госсовета (подготовленная рабочей группой во главе с омским губернатором Леонидом Полежаевым). Впрочем, столь уж резких различий между ними нет, разве что по срокам: губернаторы хотели бы максимально растянуть намечаемые преобразования во времени (хотя в целом на реформу отрасли правительство отводит 10 лет, основные мероприятия планируется осуществить в предельно сжатые сроки). Итогом всех посиделок стало то, что окончательный и единый вариант программы должен быть представлен президенту через месяц – к 1 июля.
Что же задумано? Перво-наперво, разумеется, сделать отрасль самоокупаемой – сиречь заставить население платить за коммунальные услуги полностью (сейчас в среднем по стране – 64,5%). Прямые дотации предприятиям ЖКХ планируется заменить адресными субсидиями малообеспеченным семьям. Во-вторых, "повысить эффективность". Сие означает как улучшение работы самих жилищно-коммунальных служб, так и реорганизацию системы расчетов за предоставляемые ими услуги (включая установку индивидуальных счетчиков расходования тепла, воды, газа). Наконец, в-третьих, предусматривается перевод функционирования отрасли на рыночные рельсы и ее демонополизация (с появлением частных конкурентов муниципальным предприятиям).
Сдается, однако, что успешно будет выполнен только первый пункт этих масштабных планов. Так уж повелось на Руси: граждане изощряются в том, как объегорить собственное правительство, а оно, в свою очередь, – в том, как содрать лишнюю шкуру с собственных граждан. В рассматриваемом и столь интересующем нас всех случае козыри у правительства, значит – придется платить. Но без действительных преобразований в сфере ЖКХ – что означает "оплачивать стоимость коммунальных услуг полностью"? Ведь, по словам того же Полежаева, сегодня затраты предприятий ЖКХ в два раза превышают экономически обоснованный уровень. С другой стороны, мы уже проходили "дикую" либерализацию, "дикую" приватизацию – кто поручится, что ежели рыночное реформирование такой специфической отрасли, как ЖКХ, и в самом деле начнется, оно не обернется еще большей "дикостью"?
В цифрах все выглядит так. Системе ЖКХ ежегодно требуется примерно 300 млрд. рублей. Это – по минимуму, без модернизации и развития. Субсидии бюджетов всех уровней составляют 126 млрд. рублей, платежи потребителей – порядка 120 млрд. Образуется дефицит, или, на российско-советском новоязе – "недофинансирование", в размере около 60 млрд. рублей. После отмены дотаций и перехода к 100-процентной оплате услуг населением правительство намерено увеличить объем выделяемых "жилищно-коммунальных" субсидий с нынешних 3 до 45-50 млрд. рублей в год. Таким образом, власти сэкономят на гражданах 75-80 млрд. рублей. Дополнительные платежи населения, по правительственным расчетам, покроют не только указанную разницу, но и сумму "недофинансирования"; мало того – принесут еще не менее 50 млрд. рублей "на развитие". (Заметим, что коммунальные тарифы для юридических лиц уже давно устанавливаются по "рыночному" принципу, поэтому для них с реформой ЖКХ мало что изменится.)
Кто реально сможет претендовать на обещанные субсидии, остается неясным, как остается неясным и вопрос о том, кто будет отнесен к категории "граждан, обладающих высокими доходами", и начнет 100-процентно оплачивать неэффективность ЖКХ уже с 1 января следующего года (а не с 2003-го, как "малообеспеченные"). Судя по тому, что правительство вообще думает о житейских потребностях своих граждан, к "состоятельным" могут быть отнесены все, чей доход превышает прожиточный уровень (при российской методике исчисления последнего – это уровень физического выживания). В общем, надо считать так: 126 плюс 60 плюс 50, или, на круг, приблизительно 240 млрд. рублей в год – вот та минимальная сумма, которую мы будем выкладывать дополнительно нашим рачительным коммунальщикам. В городах это, видимо, составит 600-700 рублей в месяц на семью из 3-4 человек.
В заключение уместно заметить следующее. В т.н. цивилизованных странах, где реально существует рынок коммунальных услуг, их оплата населением фактически включена – через соответствующий уровень зарплат и пенсий – в себестоимость производства. Если проводить реформу ЖКХ действительно "по уму", а не только по меркантильным соображениями, то ее нельзя отрывать от экономической реформы вообще, подразумевая прежде всего кардинальное изменение фискальной политики. Но вспомним старый анекдот: мы даже гланды вырываем через ж..., потому что мы все так делаем. Стоит ли надеяться, что реформа ЖКХ будет проведена иначе?
На Западе полагают, что город скоро отойдет под контроль России
Тегеран опасается последствий после прихода республиканца к власти