Любовь, инцест и нацизм

Акварельная китайская любовь, американский нацизм и история многолетнего инцеста в Чехии – обзор конкурсных фильмов Московского Кинофестиваля

О фестивале вообще напишу после того, как он кончится, но о конкурсе хочется сказать сразу. Понятно, что не Канны, не Берлин, но и не прошлый год тоже. Хотя и в 2000-м в конкурсе показали две очень хорошие ленты – "Вдову с острова Сен-Пьер" Патриса Леконта и финского "Неприкаянного", общий уровень картин (включая фильмы – непонятно-за-что-победители) оставлял желать лучшего. Сейчас ситуация на порядок приятней. Откровенно слабых лент очень немного, и даже они чем-то да выделяются, чем-то да любопытны. Пожалуй, по-настоящему выдающихся фильмов, фильмов-событий пока не было, но интересный, качественный, а иногда и экспериментальный кинематограф в конкурсе есть. Ну, и на последний день организаторы отложили "Нечестное состязание" Этторе Сколы, от него ждут приятных сюрпризов. Правда, в прошлом году приятных сюрпризов ждали от фильма Занусси, а дождались чего-то прямо противоположного.


"Чай из хризантем"
Китай
Режиссер: Цзинь Чэнь
В ролях: Ву Ю, Чень Дзяньбинь, Хе Тао

Китай впереди планеты всей. Диву даешься, до чего хорошо люди научились делать кино. Сюжет "Чая из хризантем" немного похож на недавнюю голливудскую "Осень в Нью-Йорке", но там, где Голливуд залудил глянцевые страдания, китайский режиссер нарисовал нежную акварель (самое забавное, что "Осень" тоже снимала китаянка – Джоан Чен, но по американским лекалам).

Железнодорожный китайский пролетарий послан на курсы повышения квалификации, где толпа косолапых китайских мужиков в ушанках учится разбираться в поэзии (это у китайцев издревле заведено – без понимания поэзии там в люди не выбиться). После того как один их косолапых, неосторожно вбежав в класс, угробил пожилого учителя, железнодорожным хулиганам привели новую учительницу – невероятно милую девушку по имени Ли. Главный герой немедленно влюбился в нее, но девушка оказалась с "дырой в сердце" и при малейшем волнении тут же начинала помирать. Но вообще девушка очень хорошая, настолько хорошая, что они с пролетарием решили пожениться. Гуляли, взявшись за руки. Смотрели на рыб, вмерзших в лед. Когда шли смотреть "Титаник", пролетарий переживал, как бы жене не стало плохо на таком тяжелом фильме, а когда покидали кинозал, утирал обильные слезы под веселым взглядом образованной супруги. По вечерам тушили свет, желали друг другу доброй ночи и ложились, строго соблюдая дистанцию, потому что слабое сердце умницы Ли могло не выдержать превращения ее в настоящую жену. Это вам не "Осень в Нью-Йорке", это зима на краю пустыни Гоби.

Полагаю, у многих читателей все еще может оставаться предубеждение по отношению к китайскому кинематографу, но с ним надо бороться. "Чай из хризантем" – очень хороший фильм. Одновременно лиричный и смешной. Очень красиво снят (без открытий, но красиво). Надеюсь, что он чего-нибудь выиграет.


"Жертвы и убийцы"
Чехия/Франция/Швейцария
Режиссер: Андреа Седлачкова
В ролях: Карел Роден, Ивана Чулкова, Симона Стасова

В прошлом году на ММКФ приезжал великий французский сценарист Жан-Пьер Карьер и, проводя мастер-класс, порекомендовал начинающим сценаристам ежедневно совершать суицид, убийство, инцест и еще пару-тройку не менее любопытных поступков. И тогда, мол, все получится. Правда, желательно все это проделывать не покидая пространства собственной головы. Режиссер и сценарист Андреа Седлачкова с Карьером, видимо, согласна. Героями ее фильма стали сводные брат и сестра Мирослав и Яна. Ребята они милые, симпатичные и очень любят друг друга. Пожалуй, даже чересчур сильно любят. Так сильно, что не могут расстаться всю жизнь.

Действие фильма разворачивается параллельно в 70-х, когда Яна и Мирослав были юными и белокурыми, и в дне сегодняшнем, когда Яна все еще очень ничего, а Мирослав уже крепко прибит жизнью. Парню откровенно нехорошо – мало того, что он любовник сводной сестры, а сестричка у него нимфоманка (кроме брата у нее есть муж и еще один любовник, к которому женщина уезжает каждые выходные), так к тому же в детстве он еще умудрился убить отца и раз десять сбежать с собственной свадьбы к вышеупомянутой сестре. Такая вот вечная молодость. Он мучается и мечтает уйти от сестры к своей вечной невесте. Уходит, но в результате сестринских интриг снова возвращается к ней. Короче, все умерли.

Женское кино, про "любовь зла" и "всепоглощающую страсть". Что автор хотел сказать, я не понял; то ли что инцест – это плохо и ненормально, то ли – что нимфоманки тоже люди, их тоже надо понять. А возможно, автор вовсе ничего особенного сказать не хотел, просто рассказывал трагичный анекдот. Сплошные страдания и непростые человеческие судьбы, но как-то никого не жалко и не слишком интересно. Чересчур придуманное кино, от головы.


"Фанатик"
США
Режиссер: Генри Бин
В ролях: Райан Гослинг, Билли Зейн, Саммер Феникс

Короткая, но яркая и насыщенная жизнь юного нациста в мутной политкорректной Америке. Дэнни Балинт – элитарный бритоголовый. Высоко несет знамя белой расы, гордо демонстрирует всем встречным свастику на майке и задирает всякого встречного негра или еврея. Особенно еврея. Евреев Дэнни ненавидит страстно, но вдумчиво. С мыслью о евреях засыпает, с мыслью о евреях встает. Мысль эта – "евреев надо убивать". Стрелять из малокалиберной винтовки без глушителя, чтоб громче. Несмотря на молодость, Дэнни быстро становится одним из идеологов американского нацизма – всё потому, что речи его аргументированы, эмоциональны и убедительны. Потому что у него есть голова на плечах. Потому что он еврей.

Интересное кино. Любопытно, будет ли на него какая-нибудь общественная реакция. Скорее нет, конечно, разве что в узких кругах озабоченных данной проблематикой лиц. Хотя тема, в определенном смысле, поскандальней инцеста "Жертв и убийц", но раскрыл ее Бин очень аккуратно. Он проговорил вопросы, но не стал на них отвечать.

Но вопросы интересные, и кино, повторюсь, тоже. Главный герой – человек очень религиозный, истинно верующий и при этом последовательно унижающий собственных единоверцев. То ли из презрения, то ли ради их же блага. Все-таки постулат об избранности еврейского народа немало крови подпортил самому этому народу.

Насколько мне известно, "Фанатик" закуплен фирмой "Союз", так что после выхода кассеты (или, того гляди, появления фильма в прокате) можно будет поговорить о нем поподробнее.

Выбор читателей