Взрыв в иерусалимской пиццерии вдребезги разбил надежды тех умеренных со стороны палестинцев и израильтян, кто призывает покончить с жесткой конфронтацией и выработать за столом переговоров условия прекращения бойни
Вчерашняя трагедия в Израиле, унесшая жизни 19 человек (данные на 22:00 мск), стала одной из самых кровавых иллюстраций бушующего на Ближнем Востоке террора. Взрыв в оживленной иерусалимской пиццерии, возможно, вдребезги разбил надежды тех умеренных со стороны палестинцев и израильтян, кто призывает покончить с жесткой конфронтацией и все-таки выработать за столом переговоров взаимоприемлемые условия для прекращения бойни.
Очевидцы рассказывают, что за несколько минут до взрыва, примерно в 2 часа дня по местному времени, ко входу в популярный ресторанчик Sbarro, что расположен в самом центре Иерусалима, подъехал мотоциклист с пассажиром. Пассажир зашел внутрь пиццерии, и тут же прогремел страшный взрыв.
Спецслужбы, военные и врачи, прибывшие на место трагедии, вынесли из-под обломков почти сотню раненых и убитых. Террорист-самоубийца рассчитал время взрыва таким образом, чтобы потери были максимальны. Это соображение подкрепляется и тем фактом, что заряд, который он пронес в сумке (по другим сведениям, на себе), для максимальной убойности был напичкан гвоздями.
Практически сразу стало известно, кто стоит за этим терактом: человек, позвонивший в корпункт французского информационного агентства в Аммане, заявил, что взрыв был подготовлен т.н. "Иерусалимской бригадой" – военным крылом хорошо известной организации Исламский Джихад. Из факса, полученного агентством AP в столице Ливана Бейруте, следует, что террористом-самоубийцей стал 23-летний Хуссейни Омар Абу-Наэсер. Он якобы приурочил свой "героический" поступок в центре "оккупированного Иерусалима" то ли ко дню рождения иракского лидера Саддама Хусейна, то ли просто к удовольствию последнего. Впрочем, эта информации в любом случае подлежит проверке, ибо днем рождения иракского лидера до сих пор считалось 28 апреля, до которого еще далеко. В настоящее время израильская полиция исследует кассету с записью из видеокамеры, установленной у входа в Sbarro, чтобы установить личность сообщника террориста-камикадзе.
Как и следовало ожидать, Израиль отреагировал немедленно. Представитель кабинета министров возложил ответственность за случившееся на главу Палестинской автономии Ясира Арафата: "Арафат единственный, кто дал зеленый свет Исламскому Джихаду осуществлять подобные теракты. Он выпустил из тюрьмы террористов, руки которых в крови". Сам Арафат несколькими часами позже осудил исполнителей теракта, призвав Израиль за стол переговоров. Однако несложно догадаться, какие слова Арафат произнесет уже завтра. Палестинские лидеры, периодически осуждающие подобные теракты, неизменно присовокупляют, что-де, это является следствием провокаций со стороны израильской полиции и военных, а официальные власти автономии просто не могут удержать свой народ от "справедливого чувства возмездия".
Но, похоже, ситуация зашла слишком далеко. У нынешнего премьера страны Ариэля Шарона, как полагают многие, руки почти развязаны. Непрекращающиеся теракты дают ему моральное право действовать решительно, в том числе и в вопросах, связанных с физическим устранением наиболее активных боевиков и их руководителей. Единственное, что еще как-то сдерживает Шарона, – это позиция США, высказывающихся против чрезмерного, как они считают, применения силы в отношении палестинцев. США, заигрывающие с арабскими лидерами, не заинтересованы в окончательном сползании всего ближневосточного региона в разряд полностью неуправляемых, и потому не спешат, как это было еще 10 лет назад, безоговорочно поддержать Израиль. Однако вряд ли Штаты сейчас смогут остановить израильских военных. Министр внутренней безопасности Узи Ландау выразил надежду, что на смену нынешней политике сдержанности придет более эффективная тактика. По некоторым сведениям, палестинцы поспешно эвакуируют свои офисы в автономии, ожидая ударов с воздуха. Шарон уже провел встречи с министром иностранных дел Шимоном Пересом и главой военного ведомства Биньямином Бен Элиезером. На этот час стало известно о начале налетов и ударов по палестинским объектам. В районе Дженина (оттуда, кстати, родом террорист-самоубийца) израильские танки и бронетранспортеры вошли на территорию Палестинской автономии. Единственный вопрос – с какой силой Израиль обрушится на палестинские города и поселения.
От властей не отставало и население. Практически через час после взрыва в Иерусалиме возник стихийный митинг под лозунгами: "Смерть арабам" и "Нет арабов – нет взрывов". Власти Израиля из последних сил сдерживали еврейских активистов от погромов арабских кварталов Иерусалима.
Стоит напомнить, что нынешний теракт стал самым страшным после 1-го июня этого года, когда во время взрыва на молодежной дискотеке в Тель-Авиве погиб 21 человек. Всего же за последние 11 месяцев противостояния евреев и арабов погибли 513 палестинцев, 131 израильтян и 13 арабов, проживающих в самом Израиле.