Фидель все еще бессмертен

Сочетая умелую риторику с экономическими послаблениями, Кастро сумел войти в XXI век с бедным, но стабильным обществом "свободных кубинцев", для которых культ революции по-прежнему неотделим от культа команданте

Лидеру кубинской революции исполнилось 75 лет. Хотя сама революция случилась на острове без малого 42 года назад, Фидель-Алехандро Кастро Рус по-прежнему представляется многим в первую очередь вождем этой революции и лишь потом – главой сегодняшней Кубы. Видимо потому, что сам он все прошедшие годы считал свою жизнь борьбой за идеалы, к которым стремился с того дня, когда в 1953 году его тогда еще небольшая группа единомышленников неудачно штурмовала казармы Монкада.

Когда в июне 1958 года 800 "барбудос" Кастро смели режим диктатора Батисты, превратившего остров Куба в большой и не очень дорогой бордель для прожигателей жизни из США, в самой Гаване, не говоря уже об остальном мире, Фиделя мало кто знал. И уж точно мало кто понимал, каким путем пойдет 32-летний адвокат из хорошей семьи. Главным своим противником Кастро назначил Соединенные Штаты, бывшие, по его мнению, источником всего самого мерзкого, что несет в себе понятие "империализм". Антиамериканизмом, в узком значении этого термина, Фидель занимался не от случая к случаю, как того требовала элементарная политграмота, а регулярно и со вкусом. Именно антиамериканизм Кастро привел его под крыло СССР, хотя до начала 60-х Фидель был кем угодно, но не коммунистом советского толка. И когда год назад американские спецагенты, выполнив решение суда, вернули на Кубу маленького Элиана Гонсалеса, это тоже было расценено Кастро как личная победа на постылым западным "неолиберализмом".

Дружба с СССР сослужила Фиделю плохую службу: политика экспорта революции результата не принесла (если не считать расстрела в боливийской сельве Эрнесто Че Гевары), а после распада СССР Кастро с его "карибским социализмом" остался один на один с США и, что еще опаснее, со своим народом. Горбачевская перестройка стала для кубинского лидера личной драмой. Фактически из-за событий в СССР расстались с жизнью несколько десятков офицеров, в том числе и высших военных чинов Кубы, увидевших в этих процессах новые веяния эпохи. Они были расстреляны, ибо, как говорит Кастро, "критика – это всегда оппозиция, а оппозиция – это всегда контрреволюция". Но сил у этого человека, режим которого еще никто не осмелился назвать "прогнившим", хватило на то, чтобы выстоять и в это нелегкое время. Сочетая умелую риторику с некоторыми экономическими послаблениями, Фидель Кастро сумел войти в XXI век с бедным, неразвитым, но стабильным обществом "свободных кубинцев", для которых культ революции по-прежнему неотделим от культа самого команданте. Впрочем, одна из самых бедных стран Латинской Америки, континента, динамику развития которого прославляют во всех учебниках мира, может похвастаться своими спортсменами и врачами. Медицина на острове – одна из самых сильных в мире, и многие богатые американцы, страдающие от онкологических заболеваний, всеми правдами и неправдами стремятся попасть к кубинским хирургам, успешнее всех в мире борющимся с этим страшным недугом.

Свое 75-летие Фидель Кастро встретил у чуть ли не единственного своего друга на американском континенте, президента Венесуэлы Уго Чавеса. Чавес, пришедший к власти в 1992 году после военного переворота, – единственный лидер Латинской Америки, кто не поддерживает экономические санкции, объявленные США в отношении Кубы. Сотни людей, приветствовавших прибытие Кастро в Каракас красно-бело-голубыми флагами (цвета "Острова свободы"), дружно скандировали: "Фидель, Венесуэла приветствует тебя!". Визит Кастро стал первым с июня текущего года, когда во время одного из своих выступлений в Гаване он почувствовал резкое недомогание. Это, в свою очередь, породило массу разговоров и, чего скрывать, надежд многочисленных недругов команданте относительно близкого конца эпохи Кастро. Официальный Вашингтон предпочитает публично не высказываться о будущем Кубы в контексте предполагаемой смерти Кастро, однако анонимные представители Белого дома заявляют, что предпочли бы видеть на острове процессы, схожие с теми, что имели место в Восточной Европе и бывшем СССР в период крушения коммунизма. США согласны начать политический диалог с Кубой, полностью прекратившийся в 1982 году, только в обмен на отказ со стороны Фиделя от коммунизма. Эта позиция Вашингтона, кстати, подтвержденная нынешним президентом Бушем-младшим, вызывает в самой Америке яростные споры. И не только потому, что инвестировать в Кубу выгодно даже при режиме Кастро. Многие полагают, что экономическая экспансия внесет в жизнь островитян те элементы хаоса, которые ускорят там политические процессы и в итоге сократят время, отведенное историей для кастровского режима.

На вопрос, кто станет преемником Фиделя, существует довольно простой ответ: его брат Рауль, ныне занимающий посты вице-президента Государственного Совета и Совета министров, а также пост министра Революционной армии Кубы, который он удерживает за собой аж с 1959 года. Сложнее предвидеть, что будет с постфиделевской Кубой. Очень многие полагают, что Раулю Кастро не хватает харизмы брата, да и сам он во многих отношениях человек более приземленный. К тому же Рауль лишь на пять лет младше Фиделя, так что его приход к власти вряд ли отложит вопрос о будущем Кубы надолго.

Однако человек, никогда не изменявший своему образу мыслей, своей военной выправке и поистине адвокатской способности выступать перед аудиторией часами, будто не замечает этого недоброго ожидания. В семье Кастро не привыкли уходить рано. Отец Фиделя, Анхель Кастро, умер на 82-м году жизни, а его старший брат, которому давно за 80, весьма энергично занимается своей молочной фермой. Сам лидер революции еще пару лет назад выкуривал в день по несколько обожаемых им гаванских сигар и до сих пор произносит семичасовые речи под палящим солнцем. А ведь впервые о его смерти сообщал еще диктатор Батиста в далеком 1956-м. Фидель живет и правит так, как будто у него не одна жизнь, а несколько. И как их надо прожить, уж он-то точно знает...


Фото AP © 2001 Associated Press

Выбор читателей