Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Если у вас осталась неделька от отпуска, а предаваться снова блаженному ничегонеделанию на турецких или кипрских пляжах под призывные крики разносчиков мороженого уже надоело, стоит, наверное, задуматься о том, что осень в Европе способствует восстановлению нервной системы по крайней мере не хуже, чем вечное лето под пальмами.
Но она не сдавалась. И даже использовала запрещенный прием: напомнила, что моей крестнице, ее дочке, исполняется три годика и я просто обязана прибыть на день рождения. И подготовка к отъезду завертелась...
Подготовка к отъезду
Первым шагом, естественно, была виза. Готовясь к вступлению в ЕС и в Шенгенскую зону, Чехия отказалась от безвизового обмена с бывшими соседями по соцлагерю. Но получить туристическую визу совсем не сложно, посольство дает ее почти автоматически, имея подтверждение-приглашение от отеля, где вы планируете остановиться. Наши отечественные турагенства, предлагающие услугу по оформлению визы, просто созваниваются со своим чешским партнером и отправляют ваш паспорт в посольство вместе с факсом из отеля, где указана ваша фамилия как будущего постояльца, хотя на самом деле вы там можете и не появляться. Берут они за эту нехитрую операцию $80, хотя консульский сбор составляет всего $37. Обратившись в одну из таких контор, я была крайне удивлена: Gradus-tour задержала отправку моих документов в посольство на неделю, ссылаясь на то, что я хочу "ехать вместе с подругой", а ей было сказано, что "чешский партнер опасается давать приглашение женщине с двумя детьми – вдруг она захочет в Чехии попросить политического убежища"... Впрочем, лиха беда начало. Выяснилось, что на улице Фучика, рядом с чешским посольством, постоянно дежурят "мальчики" из другой аналогичной структуры, которые никому не отказывают, зато берут за визу $100.
Решение задачи, как обычно, оказалось буквально под носом. Поделившись своими проблемами с одним из коллег-журналистов, я нашла выход: он дал мне телефон пансиона в Праге, хозяева которого в тот же день прислали приглашение своему московскому представителю, и виза за $40 была готова через неделю...
Получив туристическую визу на 24 дня, а заодно и адрес пансиона, где могла бы остановиться, по крайней мере до того, как подыщу себе что-нибудь получше, мне оставалось только обзавестись билетами.
Долететь до Праги и обратно можно тремя способами, не считая метлы и баллистической ракеты. "Аэрофлотом" – за 330 долларов, чешскими авиалиниями – за 340 и чартером – за 250. Мой выбор остановился на первом варианте, сработала сила привычки. Чартеры вечно грешат опозданиями, тем более что летают в основном по выходным. Чешский лайнер должен был вылетать из Москвы поздно вечером, что тоже не очень удобно. А забронировать авиабилеты сейчас оказалось проще простого: такую услугу предоставляют множество туристических агентств, авиакомпании и даже операторы мобильной связи. Было бы желание и деньги.
Железнодорожный вокзал расположен в самом центре Праги. Время в пути – 36 часов, поезд следует по маршруту Москва – Минск – Брест – Варшава – Прага. Обычно составы прибывают на станцию Hlavni nadraji, гораздо реже – на Praha Holesovice, Praha Smichov, Praha Masarykovo.
Рядом с этими вокзалами есть станции метро. Тип вагона: 1 класс – 2 человека в купе, 2 класс – 3 человека в купе. Если от аэропорта или вокзала вы решили добираться общественным транспортом, имейте в виду, что вам нужно купить билетик за 12 Кс (чешских крон), они продаются в автоматах в холлах метро. Зайцем лучше не ездить. Штраф – 400 Кс (около 12 долларов). Поездка в автобусе от аэропорта до центра займет около 25 минут, давки там не бывает, так что будете сидеть вместе с вашим багажом. Любителям покататься с ветерком на такси советую сразу оговорить цену с водителем: при официальной таксе 18 Кс за километр с вас могут содрать и 10 долларов за км.
Окончательно определившись с транспортом, я снова позвонила в Прагу хозяевам рекомендованного мне пансиона и назвала время прилета. "Не волнуйтесь, мы вас встретим прямо в зале аэропорта с плакатиком, – отозвался приятный женский голос, – трансферт на машине у нас бесплатный". – "Простите, вы так хорошо говорите по-русски...". "Еще бы! – рассмеялась она. – Я же из Хабаровска. Приедете, поговорим. У нас обстановка домашняя, приезжают друзья тех, кто уже останавливался у нас. За номер со всеми удобствами я беру 20 долларов с человека и буду кормить вас горячим завтраком. Если привезете с собой группу, сделаем скидки".
В Праге
Аэропорт "Рузине", чистенький и спокойный, после суеты родного Шереметьева показался приемным покоем санатория. Сразу за паспортным контролем я упала в объятия подруги: "Ты зонтик захватила? Тут погода – как в Прибалтике, с утра льет дождь". Не успела она ничего прибавить, к нам приблизился молодой человек с обещанным плакатиком, где синими буквами было аккуратно выведено название пансиона.
В Чехии очень ухоженные дороги, хотя сама Прага для автомобилистов город не очень удобный: полно улиц с односторонним движением, к тому же многие выложены брусчаткой. Тряска, даже при мягких рессорах, доложу я вам, зубодробительная. Лучше ходить пешком. Идеальная обувь – кроссовки, на этих камушках обломаются даже самые прочные каблуки. Ходить вы будете много, но учтите, что старинный город по масштабам не так велик и расстояние от самой северо-восточной достопримечательности до самой юго-западной – два часа прогулочным шагом. Но для тех, кто ни дня не может прожить без сцепления и рулевой баранки, сообщаю: в Чехии много самых разных фирм, сдающих автомобили в аренду. Взять машину напрокат может лицо, достигшее 18 лет и имеющее права международного образца.
Движение правостороннее, ремень безопасности во избежание крупного штрафа лучше не игнорировать. Максимальная скорость по городу – 50 км/ч, на шоссе – 130 км/ч. Некоторые шоссе – платные (для езды по ним на лобовое стекло прикрепляется специальная бумажка об оплате – toll roads; вы должны ее получить, когда нанимаете машину). Бензин – от 25 Кс за литр. (Чешская крона – официальная национальная конвертируемая валюта. Чтобы вам было легче ориентироваться в ценах, запомните, что 100 "кэ-цэ" – это около 75 наших родных рублей.) Залог за машину – около $150. Цена аренды – $65 при неограниченном пробеге или $26 в день плюс $0,24 за каждый километр пробега. Зоны для парковки отмечены разными цветами: оранжевый – кратковременная, не более 2 часов, стоит 40 Кс в час, 15 Кс за 15 минут, парковка с 18:00 до 8:00 и в воскресенье бесплатная; зеленая зона – максимальная парковка 6 часов, 30 Кс в час, 15 Кс за 30 минут, тоже бесплатно в воскресенье и с 18:00 до 8:00. Синяя зона приезжим не подходит. Если решили ехать в Чехию на собственном автомобиле, вам необходимо его застраховать; "зеленую карту" могут проверить на границе, она должна быть действительна на весь срок пребывания, а купить ее можно в любой страховой фирме или на пограничном пункте.
Конечно, не буду. Погулять одной по старинному городу, когда тебя никто не дергает и не подгоняет регламентом экскурсии, – это же наслаждение. Но надо все рассчитать так, чтобы не потратить времени впустую, максимум узнать, да еще сэкономить деньги и силы. Предупреждаю сразу: не повторите сделанной мною ошибки. На следующий день после приезда я согласилась присоединиться к моим соседям по пансиону, и мы впятером пошли на пешеходную экскурсию по Праге. Забегая вперед скажу, что хозяйка Вита, выслушав потом наши жалобы, была возмущена не меньше нашего и сказала, что от услуг этого гида откажется сама, да и партнеров проинформирует. Экскурсовод, назвавшаяся Наташей, старательно имитировала чешский акцент, раз двадцать с подобострастием заговаривала о высшем руководстве Чехии, подробно рассказала, по какой специальности учится ее сын в Пражском университете, высокомерно напоминала, что является чешкой русского происхождения (20 лет назад перебралась в Европу из Москвы), твердила об уважении к личности на своей новой родине... Зато не смогла толком ни изложить легенду о святом Яне Непомуцком, покровителе города, ни заказать для туристов билеты в театр теней, которые, как потом выяснилось, можно свободно купить в кассе за полтора часа до начала спектакля.
Чтобы не нарваться на такого горе-гида, которые, кстати, берут с туристов по 300 Кс в час вне зависимости от числа голов в группе, лучше купить еще дома или в аэропорту толстый иллюстрированный путеводитель на русском языке всего за 230 Кс. И сведений достаточно, и на фотопленке можно сэкономить. Основных туристических объектов, которые посетить просто необходимо, всего пять. Все остальное – это романтические прогулки по узеньким улочкам, беготня по ступеням лестниц в башнях, охота за сувенирами и дегустация местной кухни. Но чтобы ваши ноги не заныли от усталости, лучше всего сразу по приезде купить проездной на несколько дней, это позволит вам при желании кататься от одного до другого туристического объекта на трамвае или на метро.
Билеты на все виды транспорта продаются в газетных или в табачных киосках или в метро, а также в желтых автоматах (выбираете тип билета, кидаете монету, получаете билет и сдачу). Самый дешевый взрослый билет стоит 8 Кс, он дает право поездки 15 минут на трамвае или в автобусе без права пересадки, или 4 станции метро (можно менять линии, но пересадка не должна занять по времени более 3-х минут). Он не действует на ночных маршрутах или фуникулере. Билет на 12 Кс действителен в течение часа после того, как вы его пробили в рабочие дни с 5 до 20 часов, в течение полутора часов в рабочие дни с 20 часов до 5 утра и в выходные в любое время суток. Есть еще долговременные билеты на 24 часа (70 Кс), 3 дня (180 Кс), на неделю – 250 Кс и на 15 дней – 280 Кс. Билеты на 3 и более суток действительны по дате, поэтому их невыгодно пробивать вечером, чтобы не попал день. Детский билет (6-16 лет) стоит 4 Кс без пересадок или 6 Кс с пересадками. Расписание и маршруты движения трамваев и автобусов есть на каждой остановке, причем написано все очень понятно, запутаться невозможно. Ходят они ежедневно с 4:30 до 24:00, в ночное время действуют только маршруты 51-58. Трамваев, самого экологичного вида городского транспорта, в Праге больше всего, поэтому и воздух очень чист, почти как у нас за городом.
Окончание следует
Брюссель знает, чего хочет
Противник целился в мирные соцобъекты