Парень работал как проклятый, жизнь его наполнилась приключениями и интригами. Мелани Гриффит делала ему минет, Шарлиз Терон лезла языком в ухо, а Леонардо Ди Каприо вовлекал в групповуху
"Знаменитость"
Режиссер: Вуди Аллен
В ролях: Леонардо Ди Каприо, Мелани Гриффит, Джоди Дэвис, Вайнона Райдер, Кеннет Бранах
Поэт – Пушкин, фрукт – яблоко, знаменитость – некрасиво... Мы все учились понемногу и все со школьных лет помним, что быть знаменитым некрасиво. Конечно, некрасиво. К тому же хлопотно. Архивы надо заводить, над рукописями трястись, ходить приходится в темных очках, закутавшись по уши в шарф и, в случае опознания, часами с нечеловеческой скоростью рисовать автографы. Окружающие знаменитостей презирают, а некоторые так даже обожают. Обожают до визга, до соплей, до обмороков и не дают несчастным знаменитостям шагу ступить. Те, которые не презирают и не обожают, хотя бы языки чешут. Знаменитый человек для всех – как сосед по подъезду: отношение к нему чуткое, отеческое, но строгое. "Клавка-то, слыхали – бросила этого фокусника. И чего ей, дуре, неймется – приличный мужчина, зарабатывает хорошо". – "Хорошо-то хорошо, но уж больно страшен, бедняга..." Короче говоря, ничего хорошего во всенародной известности нет. Тем не менее, подавляющее большинство жителей планеты спят и видят обещанные Энди Уорхоллом
"15 минут славы". Причем даже наши люди. Не говоря уж об американцах, которые Пастернака не читали. Хорошо, у них есть Вуди Аллен, который старательно препарирует мир знаменитостей и грустно констатирует: суета, мол, всё и тлен. Быть знаменитым некрасиво.
"Знаменитость" – фильм 98-го года. У какого другого режиссера это был бы еще самый свежачок, а для Аллена уже дела давно минувших дней. После "Знаменитости" появились
"Сладкий и гадкий",
"Мелкие мошенники", а сейчас благополучно проваливается в американском прокате еще и "Проклятие скорпиона". Для кого "ни дня без строчки", а для кого и "ни года без фильма". Общим местом уже стало говорить о том, что в творчестве старого нью-йоркского интеллектуала закон перехода количества в качество не работает совсем, и кабы фильмов было поменьше, они, глядишь, были бы получше. Впрочем, по моему мнению, даже в последнее время откровенно слабых фильмов у Аллена всё-таки нет, а "Сладкий и гадкий" и "Разбирая Гарри" – так и вовсе одни из лучших. "Знаменитость", к сожалению, поскучней.
Главные герои – супруги Ли и Робин Саймон (Кеннет Бранах и Джуди Дэвис), журналист и школьная учительница. Однажды Ли Саймон пришел на вечер выпускников своей школы, свежим взглядом посмотрел на бывших одноклассников – толстеющих, лысеющих и частично уже вымерших мужчин и женщин на пятом десятке, и от зрелища этого пришел в ужас. Годы идут, одышка усиливается, и всё меньше шансов стать загорелым удачливым мачо, купаться в лучах славы и кувыркаться в постели с вульгарными длинноногими блондинками. Ли понял, что надо что-то менять: ушел от жены, пересел в антикварную спортивную машину и стал писать киносценарий. Парень работал как проклятый, жизнь его наполнилась приключениями и интригами. Мелани Гриффит делала ему минет, Шарлиз Терон лезла языком в ухо, а Леонардо Ди Каприо вовлекал в групповуху. Именно после коллективного секса в компании с кинозвездой Ли понял, что со сценарием, наверное, ничего не выйдет. Дело в том, что лежащая рядом с ним очаровашка, мило улыбнувшись, призналась, что тоже сценаристка и пишет в точности как Чехов. Ли знал, что он хуже Чехова, к тому же не имеет такой восхитительной груди и таких длинных ног, как собеседница. Со сценариями пришлось завязать. Постепенно скисли и прочие амбициозные замыслы. Разбежались красотки, утонула книга, разбился сексапильный автомобиль. Ли Саймон по-прежнему оставался стареющим журналистом. А вот его жена Робин ничего менять не собиралась, даже от пластической операции отказалась. Тем не менее, именно ее жизнь полностью перевернулась. Случайное знакомство с удачливым телевизионным продюсером закончилось свадьбой и карьерой телезвезды.
Это еще один фильм Вуди Аллена. Типичный фильм Вуди Аллена. Негромко смешной, неловко грустный. Еще одно тщательное препарирование себя любимого. Исследование на тему: каково оно – быть умным, рефлексирующим, немолодым, сексуально озабоченным человечком. В данном случае в основном изучается проблема – каково этому человечку жить в "звездном" мире. Ведь, как ни крути, Вуди Аллен знаменитость. Не всенародно любимый мускулистый суперстар, но тоже человек широко известный. И он насмехается над другими, не забывая хихикать над собой. Мол, вот звезды – все сплошь манерные, самовлюбленные придурки, и я, конечно, не лучше, только я это понимаю и признаю, а они нет (Аллен снял "Знаменитость" черно-белым – к слову, замечательная работа оператора Свена Ньюквиста – и тут же сам себя лягнул, отправив главного героя на просмотр нового фильма модного режиссера Паподакоса, снимающего исключительно черно-белое кино). К сожалению, в данном случае юмор оказался очень уж негромким. К тому же режиссер не удержался от пафоса: и в начале, и в финале на экране одна и та же картинка: самолет чертит в воздухе надпись "HELP". Только в начале на это слово тревожно смотрят городские жители, а в конце – жующие попкорн зрители и горюющий о несбывшемся главный герой в их числе. Сам Вуди Аллен остается за кадром. Всё плохо.
Фильм можно увидеть в кинотеатре "Ролан".