Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Сообщения приходят едва ли не ежеминутно. Информационные ленты полны существенными и не очень подробностями того, что сейчас происходит в самом Афганистане и вокруг него. Для американцев действо началось в воскресенье – чтобы нация, заждавшаяся акта мщения, могла бы не отвлекаться на работу в столь важный для нее самой и рейтинга ее президента час. Нет нужды перечислять все то, что уже известно к этому моменту: наша газета в режиме нон-стоп знакомит вас со всей поступающей информацией. И все же некоторым моментам хотелось бы уделить особое внимание.
То, что США решились на начало операции именно вчера, абсолютно логично. На протяжении всего времени после терактов 11 сентября сочувствующие Америке ждали, когда же справедливость (в американском прочтении – "торжество свободы") начнет торжествовать. Это ожидание было схоже с амплитудой маятника, достигающего низшей отметки своего качания и затем устремляющегося вверх. Вначале все боялись, что неопытный Буш поспешит и сразу же ринется демонстрировать миру всю меру гнева США за варварское истребление своего гражданского населения. Этого не произошло, что, безусловно, пошло на пользу реноме американского президента, до того слывшего человеком не совсем адекватным и довольно поверхностным. Заговорили даже о мудрости Джорджа Буша-младшего, качестве, упоминаемом дотоле лишь применительно к его отцу. Но с определенного момента затянувшиеся приготовления США стали восприниматься уже не как осмысленная пауза, заполненная творческим подходом Пентагона к своей миссии, а как явная неспособность данного ведомства противопоставить террористам и представляющим их на данном этапе бен Ладену и талибам* нечто эффективное. Дошло до того, что еще пару дней назад высокие чины администрации США публично пеняли военному ведомству именно на неспособность "творчески" отнестись к разработке плана ответных мер. Многим экспертам казалось, что Вашингтон недопустимо медлит: замах, как говорится, тянул на рубль, а удар – все еще на копейку. "1001 китайское предупреждение" Буша в адрес "Талибана*" в конце концов уже перестали воспринимать всерьез. Так что с позиций пиара, вещи не последней даже в условиях войны, вчерашний переход в наступление случился ой как вовремя.
Действия США в отношения Афганистана доказали, что большая политика остается все же более предсказуемой, чем о ней думают и говорят. Во-первых, удар нанесен, и скорее всего, это лишь начало: а ведь высказывались предположения, что Вашингтон чуть ли не откажется от собственной операции, разменяв ее на помощь Северному альянсу. Во-вторых, удар нанесен именно по Афганистану: а ведь до последнего мгновения некоторые усматривали в шумихе вокруг этой страны едва ли не отвлекающий маневр США, готовящихся нанести удар по кому-то другому. В-третьих, США сделали ставку на массивные ракетно-бомбовые удары (кстати, уже прозвучали столь памятные некоторым нашим согражданам со времен "американской военщины" слова о "ковровых бомбометаниях": именно так бомбардировщики B-1 утюжат сейчас лагеря террористов), официально опровергнув слухи о якобы действующих в Афганистане мобильных группах своих коммандос. Кстати: в информации о налетах присутствует и авиабаза под Баграмом, о которой до последнего времени ходили споры, кому она принадлежит – талибам или Северному альянсу. Сейчас стало понятным, кому.
С первыми разрывами бомб заработали пропагандистские машины Запада с одной стороны и афганских талибов и бен Ладена – с другой. Бен Ладен выступил перед американским народом сразу же после их собственного президента: то, что "террорист №1" был одет не столь цивильно, как Буш, и снимался не в интерьерах Белого дома, а вблизи облезлых скал, сути не меняет – катарское телевидение донесло в каждую американскую семью известие бен Ладена о том, что семья эта ближайшее время спать спокойно не будет. Обращение бен Ладена снято при свете дня, то есть загодя, хотя о бомбардировках он говорит как о свершившемся факте. Значит, не только союзники по антитеррористической коалиции, но и их противники успели всесторонне подготовиться к очередной фазе противостояния. Американская пропаганда себе не изменяет, хотя некоторые ее решения подкупают оригинальностью. Действуя по формуле: "Пусть афганцы знают, что США не только карают, но и щедры", Вашингтон заявил о готовности сбрасывать афганцам на парашютах гуманитарную помощь, видимо, чередуя ее с "негуманитарной". Комментарии излишни.
Со своей стороны, талибы также отличились меткими высказываниями. Один из их представителей в соседнем Пакистане сообщил, что они даже рады начавшимся бомбежкам: война-де - естественное состояние афганца, который давно скучает по хорошей полноценной мясорубке. Будь на месте "студента"-талиба опытный дипломат, тот бы сказал так: своей акцией Америка встряхнула правоверных на войну, чему мы, талибы, весьма рады. Однако оттого, что среди талибов не нашлось столь опытного дипломата, никому не легче: в Пакистане у их собратьев по мировоззрению грамотных тоже не много, но идея джихада здесь понятна, разжевывать, кого и за что бить, не надо.
В связи с начавшимися акциями возмездия в первую очередь требуются ответы на следующие вопросы:
Первое. Что случится сегодня, завтра или послезавтра в Пакистане, который все более напоминает пороховую бочку Центральной Азии? Позиции властей этой страны непрочны, внутри нее действует множество экстремистских сил, сочувствующих талибам и бен Ладену, а простые неграмотные люди, в большинстве своем беженцы из Афганистана, – удобная гремучая масса для взрыва. Принимая во внимание статус Пакистана – страны, обладающей ядерным оружием, – перспектива переворота или начала там гражданской войны представляется чреватой серьезными осложнениями для судеб мира.
Второе. Что будет происходить в ближайшие дни в непосредственной близости от границ с СНГ? По противоречивым данным, талибы угрожают вторгнуться на территорию Узбекистана – государства, наиболее тесно среди среднеазиатских стран Содружества сотрудничающего с США в проведении антитеррористической операции.
Третье. Стоит ли ждать возникновения в мире волны террора в ответ на акцию США и их союзников? Можно с уверенностью предположить, что западные страны не раз просчитывали вероятность подобного сценария событий и использовали эти три недели в том числе и для минимизации риска для собственных граждан. Тем не менее, война без правил все же может дать о себе знать, и в этом случае Запад столкнется с необходимостью по ходу дела вносить коррективы в свою внутреннею политику (под прессингом общественного мнения своих граждан, пацифистов и т.п.).
Миру обещали войну на годы. Год первый начал свой отсчет.
* Организация запрещена на территории РФ
Советники президента США не видят другого выхода из ситуации