Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Кафе "Донс Плам" США, 1998
Режиссер: Р.Д.Робб
В ролях: Леонардо Ди Каприо, Тоби Магуайр
История начиналась весело – компания молодых актеров, потребляя алкоголь, никотин и прочие продукты питания, рассуждала о высоком, о гениалках и нетленках. Дорассуждались до мысли о том, что клево было бы взять и снять фильмец про таких же, как они, пацанов и девчонок. Не какую-то коммерческую лажу, а настоящий "культовый индепенс" за жизнь. Вот так просто взять, собраться по-дружески – но только одни друзья чтоб! Без посторонних! – и снять фильму. В российских условиях после таких разговоров получаются "кризисы среднего возраста", да и то если друзья-приятели уже и в шоу-бизнесе, и в этом самом "среднем" возрасте давно и прочно. А в Штатах нашлись по дружбе деньги и для двадцатилетнего, почти незасвеченного молодняка (фильм снят в 1995, всем актерам было в районе 20, а режиссеру – 23). Снимали дурачась и импровизируя, когда смотрели смонтированный вчерне материал, ухохатывались и орали друг другу: "Старик, ты гений". Отсмеявшись и протрезвев, Ди Каприо с Магуайром посоветовались со своими агентами и подали в суд – мол, знать ничего не знаем, ни в каком кине не снимались, так просто мимо проходили, кофе попили, а какая-то сволочь нас возьми да и сними на камеру. Понять актеров можно – они уже попробовали больших денег и сильно стеснялись своей недавней придурковатости. Суд им поверил, и в Штатах лента легла на полку. Зато в Европе её купила студия Ларса фон Триера "Центропа", заново перемонтировала и выпустила в свет.
Но это все присказка.
"Донс Плам" – это кафе, в котором субботними вечерами собираются четверо приятелей. Каждый по возможности приводит с собой герлу – кто какую поймает. Потом они сидят до утра, хрустят жареной картошкой, надуваются кофе и колой и ведут оживленную беседу. Темы для беседы многочисленны и разнообразны – можно обсудить проблему мастурбации и прийти к выводу, что дрочат таки все, можно обсудить особенности эрогенных зон, особенно остановившись на заднем проходе, можно, в конце концов, порассуждать об однополой любви или даже поиграть в интересную игру "Пошел в жопу!". Разные, короче, темы. Но красной нитью сквозь полотно разговора проходит одна мысль: "Вы все козлы!". Мысль эту думает каждый персонаж, включая официантку и приблудных бомжей. Сам режиссер говорит о некоей высокой откровенности, которой достигают вдруг герои к середине ночи: "В такие моменты ты говоришь о себе такие вещи, в которых никогда не признавался раньше. Ты лжешь себе, лжешь другим, но вдруг – бац! – становишься предельно откровенным, и когда приходит рассвет, немного лучше понимаешь остальных и от этого становишься немножко мудрее". То есть после многочасового кривляния герои вдруг начинают говорить о самых потаенных уголках своих трепетных душ, и мы, зрители, видимо должны начать сопереживать и идентифицировать себя с ними. Возможно. Я сопереживать не начал, но мне несколько больше 25-ти и, как гласит рекламный лозунг, мне фильм понравиться не мог. Хотя, по-моему, высокой откровенности достиг лишь Дерек, герой Ди Каприо. Причем сразу. Он как пришел, так сразу начал каждому из присутствующих по очереди говорить, что тот козел. Открыто. Все остальные для приступов откровенности уходили в сортир и докладывали тайны своей души местному ободранному зеркалу.
И вот так они разговаривают полтора часа экранного времени. Потом пытаются слегка побить друг другу морды, мирятся и уходят в рассвет. Навстречу новой жизни. Лучше поняв остальных и став мудрее. Да, все козлы... но мы же друзья, и это главное. Так закаляется нынешняя сталь. Так взрослеют дикаприо.
Надо признать, что "Кафе "Донс Плам" – далеко не худший пример курсовой или даже дипломной работы. Возможно даже – один из лучших примеров. Для 23-летнего режиссера снять фильм, все действие которого по сути происходит в одном помещении, с ограниченным набором действующих лиц, так, чтобы этот фильм можно было смотреть не только участникам съемок, – совсем неплохо. Вот только претензии на культовость, на "поколенческое кино" очень портят дело. Бестолковый, местами забавный, местами банальный треп нескольких отроков и отроковиц преподносится почти как дебаты каких-нибудь символистов с футуристами. Это зря. Никаким поколенчеством тут, конечно, не пахнет. Впрочем, для дипломной работы и излишний пиетет по отношению к себе, такому значительному и талантливому, тоже нормален. Только вот как картина на фестивали попала, понять не могу.
Фильм можно увидеть в кинотеатрах "Ролан", "Америка Синема" и "Художественный".
Ситуация резко изменилась