Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
То, что при постановке зрелища часто называется "эффектом присутствия", есть не что иное, как удавшаяся попытка заставить зрителя отождествить себя с персонажами и обрести иное, измененное состояние сознания. Кроме того, если сравнить реакцию публики и чувства отдельных зрителей в момент приобщения к великому образцу чьего-либо творчества, то наиболее общие черты возникнут с состоянием сексуального удовлетворения. Недавно я слышал в телепередаче о театре, как актриса труппы Романа Виктюка честно признавалась, что репетиции с мэтром заменяют всем участникам оргазм.
Есть и более сложные конструкции. Например, в США безумно популярно шоу "Суд народа", попытка создания которого была предпринята и у нас несколько лет назад, однако потерпела фиаско. Вся сложность подобной программы заключалась в том, что реальных участников разного рода правовых конфликтов заставляли заново разыгрывать свои роли перед телевизионным судом присяжных или судьями-ведущими. В нашей стране, помимо того, что сама идея суда присяжных не очень приживается, все еще уперлось в формат передачи. В Америке подобные теле-процессы могут длиться сутками, а у нас все заканчивалось максимум в течение часа.
Речь идет о шоу "За стеклом". Видимо, повинуясь цирковой привычке держать зрителей за дураков, ведущий передачи Кирилл Набутов сто и один раз повторил – спешите видеть, впервые на экране и т.п. На самом деле совсем недавно в русском сегменте сети (на emax.ru) проводили акцию "Три сестры". Тогда тройка девиц была помещена на длительное время в закрытое помещение, напичканное веб-камерами, и трансляция их жизнедеятельности велась круглосуточно. Я уже не говорю о популярности подглядывающих камер в вуайеристских разделах на всех порно-сайтах Интернета.
Итак, простая, как хозяйственное мыло, идея программы "За стеклом" заключается в том, что нескольких счастливчиков запирают на месяц в квартире, где даже из унитаза за ними наблюдает публика. В нашем случае революционным эффектом обладает, во-первых, состав участников: три разнополых пары в том возрасте, когда при звуках мужского баса у девушек начинают лопаться резинки от трусов, а молодые люди готовы расшевелить даже дохлую кошку. Во вторых – суперприз. Квартира в Москве тому, кто в результате зрительского голосования "выживет" в нечеловеческих условиях подобного общежития. Оставлю в стороне подробности теле-отсева из многих кандидатур, троекратные включения камеры наблюдения в течение суток в прямом эфире ТВ6 и постоянное нагнетание ведущими атмосферы страсти и интриг в прозрачной квартире. Это законы жанра, никуда не денешься.
В нашем случае публика вожделенно ожидает всего вышеперечисленного в режиме реального времени да еще не от актеров, а от "живых людей". Для этого ей предоставили возможность выбрать наиболее сексуальные кандидатуры.
Заранее, конечно, никто ничего не гарантирует, в том-то и заключена интрига. Продюсеры программы подготовились к возможной критике, много раз устами ведущего оговорив всевозможные обвинения в разврате. И были подобраны действительно вполне симпатичные участники с ярко выраженной сексуальностью (основное "тайное" условие конкурса).
Плоды режиссерского замысла не заставили себя долго ждать. Недели не прошло, а из шести участников двое попали в любовный треугольник. У мальчика Саши возникла эротическая симпатия к девочке Марго. Их якобы невинный флирт "неправильно" расценила реальная подружка Саши – зрительница шоу. Последняя была приглашена в эфир передачи и, кстати, оказалась внучкой одного из звездных актерских дуэтов прошлого Светличная – Ивашов.
Симпатичная 17-летняя девчушка прямо заявила, что после того, как ее парень, голый, в душе, разглядывал прелести кого-то постороннего в костюме Евы и даже немного пощупал свою визави к обоюдному кайфу – она умывает свои наманикюренные ручки. Вердикт подружки "я его люблю, но это предательство" был осужден ведущим, который даже по случаю продемонстрировал эпизод из "Бриллиантовой руки", где у бабушки оскорбленной зрительницы в известном кадре лопается лифчик. И тут мы опять вынуждены подыгрывать замыслу авторов. Там-то кино было, актеры, а тут все "по-настоящему". Страсти роковые, хотя и здесь остался привкус заранее срежиссированной театральной сценки. Но пока, до окончания всего процесса, забудем об этих мелочах.
На этом данная интрига не закончилась, поскольку в "нехорошей квартире" теперь живет окончательно фрустрированная "разлучница". Она переживает потерю избранника, решившего, видимо, что "синица в руках" ценнее, чем виртуальная квартира с мебелью от IKEA.
Вдобавок зрители постоянно наталкиваются на сложные отношения других участников шоу, не столь скорых на сексуальные проявления. На языке персонажей это называется "тормозить". Не оставляет сомнения, что все ко всем вожделеют, или по крайней мере испытывают амбивалентные чувства (любовь-ненависть). Чтобы мы не усомнились, проходят регулярные интервью с участниками: "Скажите, вам нравится кто-то из девушек (юношей)? Да, но не скажу, кто именно" – и интрига закручивается с новой силой.
Как бы и чем ни кончился этот эксперимент – цель уже достигнута. Миллионы прилипли к экранам в предвкушении подглядеть подлинные сексуальные страсти в спрессованном формате. Театр, кино и жизнь в одном флаконе, да по телеку – мечта вуайериста. Игра непрофессионалов всегда ценнее, потому как естественнее. Кстати, нельзя не отметить, что это, в строгом смысле, извращение – вуайеризм, усилиями отечественного телевидения давно стало совершенно легитимным. Еще со времени начала рекламы прокладок. Сейчас уже в любое детское время, а не только ночью, на голубом экране мелькают картинки, за которые еще 20 лет назад можно было сесть в тюрьму. Полюс восприятия изменился. От полного отрицания секса пришли к его чуть ли не обожествлению. Но когда в рекламе колготок наши детишки то и дело видят красивую тетю без трусов – это еще можно как-то объяснить. А вот если ведущая политическая радиостанция подслушивает, захваченный самыми прогрессивными (по их мнению) журналистами телеканал подсматривает, мощная мебельная фирма разнюхивает или создает все условия для этого и т.п. – речь идет уже о действительно измененном сознании публики.
Ведь, с одной стороны, никто не заставляет участников раздеваться перед всем миром, демонстрируя отсутствие комплексов во всероссийском масштабе. Более того, не только суперпризы, квартиры эти, заставляют идти на подобные "жертвы". Стать всенародной звездой, просто моясь под душем или справляя нужду, – это действительно прорыв в массовом искусстве. Предтечами, правда, были авангардные западные художники 60-х, но масштаб несопоставим. Не надо вообще ничего делать – просто жить под глазом камеры, будучи Олей, Жанной или Васей. Иметь вторичные половые признаки. И всё.
Тут расчет организаторов ничем не поколеблешь. Тысячи людей мечтают быть показанными в телевизоре. Главное – привыкнуть, а там не важно – хоть совершая половой акт (который все равно целиком-то не покажут, испугаются).
Вся проблема – в тех, кто "это" смотрит и создает тем самым рейтинг. А таких гораздо больше. Якобы природный вуайеризм мужчин давно вошел в поговорку, а ушам слабого пола отдает должное, как я уже сказал, популярное радио.
Только надо при этом понимать, что на самом деле происходит. Публике четко и недвусмысленно показывается ее истинное нутро – страсть к получению извращенных удовольствий. Как бы там ни обставлялось все в костюмы пушкинской поры, ни читали "Онегина" герои на досуге, какие бы подробности быта ни демонстрировали камеры – больше чем на пять минут внимание к передаче не привлечь. А тут – месяц, сто 20-минутных включений плюс еженедельное шоу К.Набутова – посчитайте время эфира. И все ради одного – подсмотреть чужую эротическую жизнь, обсудить ее всенародно и, в какой-то степени, стать участником.
Авторы пытаются добиться эффекта отождествления, памятуя, что в России понятие privacy – почти ругательство. Им и карты в руки: кроме обвинений в безвкусии, к которым телевидение относится как слон к моське, ничего не предъявишь. Зато своим вниманием к подобным шоу мы действительно меняем общественное сознание, в первую очередь молодежи.
Только, к сожалению, вся эта псевдо-новация и неомифология современного ТВ настолько измельчала и выхолостилась, что через несколько десятилетий мы вернемся по обратной спирали к корням – оргиям доисторических дикарей.
Некоторые в русофобской стране готовы трезво смотреть на ситуацию