Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Предварительную версию трагедии озвучила дирекция рынка и спасатели. Сначала появились сообщения, что в той части рынка "Фаллой", где шла торговля изделиями из кожи и автомобильными запчастями, взорвался баллон с газом у лотка, на котором торговали гамбургерами и хот-догами.
Однако уже во второй половине дня в субботу стало ясно, что на рынке поработали диверсанты. Прокуратурой Северной Осетии было возбуждено уголовное дело по статье 205 (терроризм) УК РФ. Спецслужбы определили и примерную мощность самодельного взрывного устройства: по данным МВД Северной Осетии, неизвестные террористы привели в действие заряд, эквивалентный килограмму тротила. Сразу взорвался и газовый баллон. Сотрудники поисково-спасательной службы Северной Осетии, разбиравшие завалы на рынке, отметили огромное количество металлических осколков. Не исключено, что преступники усилили взрывчатку кусками арматуры. Как сообщил министр здравоохранения Северной Осетии Алихан Торчинов, количество пострадавших в результате теракта превысило 50 человек. В городские клиники в субботу и воскресенье поступали люди с черепно-мозговыми травмами, колотыми ранениями, ожогами, разрывами внутренних органов и кровотечением. В первые часы после взрыва было прооперировано восемь человек. Десятки доноров, в основном студенты, обратились в республиканскую станцию переливания крови.
Как сообщили корреспонденту "Yтра" источники в правоохранительных органах Северной Осетии, уже в первые часы после взрыва было проведено несколько арестов, в частности, во Владикавказе задержано четверо подозреваемых. На данный момент разрабатывается несколько версий теракта.
Президент Северной Осетии Александр Дзасохов, посетивший место трагедии, заявил, что теракт и захват заложников в поликлинике Владикавказа 30 октября этого года являются звеньями одной цепи. Исполняющий обязанности главы УФСБ РФ по Северной Осетии Владимир Крылов расценил мотивы теракта как "явно политические" на фоне начавшейся в республике предвыборной президентской кампании. Главная цель террористов, по мнению чекистов, – дестабилизация обстановки в республике.
Между тем рынки во Владикавказе являются мишенями террористов на протяжении последних трех лет. Что примечательно, их взрывают в одно и то же время – а именно в 11 часов 30 минут утра, в праздничные и выходные дни, когда за покупками туда приходят тысячи людей. Теракты в 1999 и 2000 гг. произошли в воскресенье, а в 2001 году – в субботу. Все меры предосторожности, как правило, оказываются неэффективными. Заложить взрывчатку в местах массовых скоплений людей оказывается достаточно просто. Как всегда, действуют люди с малозаметной внешностью, которые могут раствориться в толпе. На выходе с территории рынка исполнителей всегда ожидают сообщники.
Самым громким стал взрыв на центральном рынке Владикавказа в 11:30 утра 19 марта 1999 года, когда погибли 54 человека, больше сотни получили ранения различной степени тяжести. На месте трагедии тогда побывали тогдашние главы МВД и ФСБ России Сергей Степашин и Владимир Путин. В гибели людей обвинили террористические группы ваххабитского толка, действующие на Северном Кавказе. Следы преступления вели в Чечню, в диверсионные лагеря Хаттаба под Урус-Мартаном и Сержень-Юртом. Когда взрывы прогремели в Москве, Волгодонске и Буйнакске, российские спецслужбы получили информацию о нескольких группах террористов, которые координировал Ачимез Гочияев (Лайпанов). Последний после терактов в Москве вместе с подельником Денисом Сайтаковым успел выехать в Чечню. Затем его видели в Грузии. В итоге след Гочияева потерялся.
По сведениям российских спецслужб, на организацию взрывов на Северном Кавказе и в столице России Хаттаб получил 2 миллиона долларов. Часть этих средств была выплачена подчиненным Черного араба – Гочияевау и Сайтакову, а также исполнителям терактов в Буйнакске и Волгодонске. По мнению специалистов, теракты в крупных городах Северного Кавказа будут продолжаться. Судя по всему, у террористов, связанных с Хаттабом, и прежде всего у ваххабитских общин Северного Кавказа, остаются средства и исполнители, готовые за вознаграждение вновь и вновь нажимать кнопку адской машинки.
Ситуация может еще больше обостриться