Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
На территории Таймырского АО расположен город Норильск – промышленный центр, играющий главенствующую роль в экономике всего края. Потому неудивительно, что красноярские власти, испытывающие серьезные экономические затруднения, всегда стремились взять под свой контроль доходы этого города, специально оговорив в Уставе края административно-территориальную принадлежность Норильска. После того как Таймырская областная дума обратилась к Красноярскому законодательному собранию с просьбой пересмотреть Устав края, а заодно и положение о границах города Норильска, пригрозив в случае отказа обратиться в Конституционный суд (а представитель округа в Совете Федерации Леонид Рокецкий заговорил даже о прокуратуре), дело с мертвой точки почти не сдвинулось. Это стало понятным из полученных вчера нами комментариев от главы Таймырской окружной думы Виктора Ситнова и главы Красноярского законодательного собрания Александра Усса.
На наш вопрос, как скоро красноярские депутаты готовы принять решение по сути обращения своих таймырских коллег, Александр Усс ответил: "Мы очень внимательно отнеслись к нему (т.е. к обращению с просьбой пересмотреть Устав края, подчиняющий Норильск непосредственно красноярским властям. – А.А.) и сочли для себя необходимым более глубоко проанализировать этот запрос, чтобы профильные комиссии смогли бы обстоятельно в вникнуть в суть дела". Личное же мнение главы Законодательного собрания края заключается в том, что статья 108 Устава края и закон о границах г. Норильска приняты в полном соответствии с Конституцией и законодательством. Вместе с тем, Александр Усс допускает обсуждаемость вопроса: "Можно, конечно, обсуждать, насколько правильно эти границы проведены, и не исключено, что здесь стоит что-то менять", – заявил он в интервью нашей газете. Одновременно Усс неожиданным образом солидаризировался с Таймырским губернатором Александром Хлопониным в вопросе о недопустимости существования дублирующих органов власти: "Наличие такого красноярского анклава на территории Таймыра создает определенные административные, экономические и правовые противоречия". И далее: однако "пути решения этих противоречий следует искать не в том русле, что предлагает известное обращение".
Каков же этот путь? Александр Усс предлагает добиться компромисса на основе т.н. межбюджетного соглашения, подписанного в конце прошлого года обоими губернаторами – Александром Хлопониным и Александром Лебедем. Надо сказать, что в непростых взаимоотношениях края и округа подобные соглашения выполняли функцию своего рода громоотвода. Еще в 1996 году, после первого конфликта на почве административно-территориальных взаимоотношений двух регионов, в Красноярске был подписан первый такой межбюджетный договор, который, казалось, должен был внести желанное успокоение. Помимо подписей тогдашних глав администраций края и округа, документ завизировал сам Ельцин. По мнению Усса, действие того договора, предусматривавшего автоматическую пролонгацию, было летом 2000 года неоправданно прекращено губернатором Лебедем, который не торопился заключать с Таймыром новое соглашение. В декабре 2001 года новый договор все же был подписан, однако Лебедь не спешил передавать его на ратификацию в Законодательное собрание, сделав это почти через месяц, аккурат в тот момент, когда потерявшая терпение Таймырская дума поставила вопрос ребром. Александр Усс считает, что эта стратегическая ошибка красноярского губернатора во многом связана с его провальной кадровой политикой. "О чем говорить, если администрация до сих пор не внесла в Собрание краевой бюджет на текущий год, что, в общем-то говоря, нонсенс", – возмущается глава Законодательного собрания.
В любом случае, раз уж так случилось, Александр Усс считает "правильным и логичным" рассматривать вопрос о ратификации межбюджетного соглашения одновременно с рассмотрением краевого бюджета. В таком случае обсуждение поднятого Таймыром вопроса откладывается на конец февраля. Что, в свою очередь, оценивается Таймырской думой как "затяжка". " Мы приняли бюджет еще 25 декабря, а в Красноярском крае бюджет до сих пор не принят. И мы волнуемся", – сказал нам глава Таймырской окружной думы Виктор Ситнов. Волнение Виктора Владимировича понятно: ведь бюджет Красноярска вполне может поглотить львиную долю доходов, получаемых Норильском, и так считающимся городом-донором. "А это несправедливо, – говорит Ситнов. – Сейчас за окном моего служебного кабинета минус 48 градусов, а в Красноярске сегодня – минус 2. И никто там не интересуется, как мы здесь живем. В декабре прошлого года из-за пурги и буранов мы 12 дней были отрезаны от материка. Вся страна тогда интересовалась отключением электричества в Сочи, а у нас вообще связи не было, потому что наша единственная связь с "большой землей" – воздушное сообщение, которое прервалось. И никто в крае не поинтересовался, есть ли у нас проблемы, надо ли нам помочь. Нас это просто возмущает: если хотите нормально управлять – управляйте, интересуйтесь..." А еще возмущает местных депутатов то обстоятельство, что Красноярск, забирая у округа почти 70% налоговых поступлений, ничего не делает для "реанимации своих собственных предприятий".
Виктор Ситнов называет включение Норильска в административную орбиту Красноярска "какими-то имперскими замашками". "С нами, депутатами, даже не посоветовались при принятии решения о переподчинении Норильска", – сетует он. Вместе с тем, говорит Ситнов, Таймыр, вопреки распускаемым слухам, "никуда уходить не собирается": "Он был и остается в составе Красноярского края, а город Норильск должен оставаться в составе автономного округа". Однако, считает глава Таймырской думы, "политическая система края (сиречь губернатор Лебедь, надо полагать. – А.А.) не даст красноярским законодателям края достигнуть с нами компромисса".
Украинцы стали пушечным мясом для киевского режима