Кассовые похождения проститутки

Вместо морализаторских спектаклей – постановка о похождениях проститутки, вместо пустующего зала – толпа зрителей. Год назад Андрей Житинкин стал главным режиссером театра на Малой Бронной

Когда в феврале прошлого года Андрей Житинкин был назначен главным режиссером Театра на Малой Бронной, он поставил своей первостепенной задачей вернуть в театр зрителя. Житинкин пришел буквально на развалины: спектакли нередко отменялись по причине отсутствия зрителей в зале. Сейчас картина изменилась до неузнаваемости: у входа клянчат лишний билетик, в кассе проданы даже откидные места, а престарелые театралки признаются Житинкину в любви у окошка администратора.

"С вашим появлением театр просто расцвел!" – это, пожалуй, самый скромный комплимент, которым наградили нынешнего главного режиссера восторженные поклонницы. Житинкин поспешил ретироваться, скрывшись за дверью во внутренние помещения. Отбивать атаку пришлось администратору. Оказывается, театралки пытались попасть на спектакль по пенсионным удостоверениям – но тщетно, все билеты на "Лулу" были проданы. Обещание наводнить театр зрителями Андрей Житинкин выполнил.

Спектакль "Лулу" по пьесе немецкого драматурга Франка Ведекинда – очередная скандальная постановка, которая появилась на Малой Бронной по воле нового главного режиссера. "Нижинский, сумасшедший Божий клоун", "Портрет Дориана Грея", "Метеор", поставленный как бенефис Льва Дурова, – эти спектакли в постановке Житинкина пользуются большим зрительским успехом. "Лулу" – еще один алмаз в короне триумфатора. Извилистый сюжет о хождении проститутки по трупам своих любовников, знаменитые фамилии на афише, декорации из пластика – в спектакле есть все, чтобы клюнуть на яркий фантик конфеты и подавиться начинкой. Главная героиня пьесы, по определению самого автора, "подлинно дикий и прекрасный зверь". Она видит цель и не видит препятствий. Однако ее восхождение по лестнице жизненного успеха столь же стремительно, сколь и ее падение.

В детстве Лулу продавала цветы, прохаживаясь между столиками кафе. Через какое-то время ей удается стать популярной танцовщицей варьете и выйти замуж за балетомана доктора Голла. Интрижка с художником, которому счастливый муж заказал портрет новобрачной, приводит к скоропостижной смерти Голла от сердечного приступа. Но и художнику недолго суждено наслаждаться обществом Лулу: он кончает жизнь самоубийством. На смену ему приходит доктор Шен, преуспевающий шеф-редактор. Однако увлечение сыном своего последнего мужа приводит Лулу к катастрофе: в пылу объяснений она стреляет в Шена из револьвера. Далее следует тюрьма и побег из нее не без помощи некоей суфражистки Гешвиц, для которой красота Лулу является предметом поклонения. Спасаясь от полиции, Лулу прячется в парижских трущобах, не забывая при этом приводить в "дом" случайных прохожих мужского пола. Один из таких гостей убивает ее. Круг замыкается.

Пьеса, написанная на рубеже XIX и ХХ веков, звучит убедительно и по прошествии столетия. Перипетии сюжета сродни кровавым сериалам на отечественном ТВ. Все ярко и буйно. Актеры стреляют, заламывают руки и мрут на сцене пачками. Страсти кипят, а зрители морщатся. Терпеливо ждут, чем же вся эта кутерьма завершится. Впрочем, обилие трупов на единицу театрального времени утомило бы даже патологоанатомов.

Интеллигентная актриса театра Сатиры Алена Яковлева пытается изображать то ли женщину-вамп, то ли дешевую куртизанку. Смесь пугающая. Олег Вавилов, играющий доктора Шена, три часа пребывает в одной тональности: пресытившийся совратитель, который пристроил надоевшую любовницу замуж за своего приятеля, а она все не перестает покушаться на его свободу. Как ни странно, Шен "оживает" после роковых выстрелов Лулу. Прощание с бренным миром проходит на удивление шумно и трагично. Кирилл Казаков, сын Шена и последний возлюбленный Лулу, играет неземную страсть с собственной же бывшей женой Аленой Яковлевой, от чего в эту самую страсть не верится вдвойне.

В общем, непуганым завсегдатаям театра на Малой Бронной Житинкин предложил изощренное развлечение: запутанную криминальную историю с элементами эротики и нецензурных слов, которыми изредка перебрасываются персонажи. А вы полагаете, нужно что-то еще для того, чтобы заманить зрителя в театр?

Выбор читателей