Палестинское государство создают в Европе

У ЕС уже появляются кое-какие амбиции "мирового полюса": частенько возникает желание сделать что-то отличное, а иногда и противоречащее "генеральной линии" США

Европейский союз под предводительством Испании (которое продлится первое полугодие текущего года), похоже, вознамерился всерьез и по-новому взяться за арабо-израильскую проблему. "Второе дыхание" у ЕС открылось на фоне чрезмерной настойчивости Вашингтона в поддержке израильской стороны, а также благодаря осмыслению идеи, давно предлагаемой Францией и теперь взятой на вооружение Испанией. Идея, еще недавно казавшаяся крамольной, заключается в необходимости создания независимого государства на основе Палестинской национальной автономии. На состоявшемся 9 февраля в испанском городе Касерес заседании Совета ЕС на уровне министров иностранных дел французская делегация снова выдвинула свою инициативу о проведении общепалестинских выборов и создании независимого палестинского государства, которое должно быть "немедленно" признано Израилем и рассмотрено в качестве кандидата на членство в ООН. Как отметил глава МИД Франции Юбер Ведрин, реализация этой инициативы должна стать "отправной точкой для возобновления мирного диалога между Израилем и Палестинской автономией". Действующий председатель Совета ЕС, министр иностранных дел Испании Хосеп Пике заявил, что необходимо существование двух государств: "безопасного Израиля и долговечной и жизнеспособной Палестины". Это, по его мнению, будет способствовать переключению обеих сторон с войны на политику.

Сама по себе идея хорошая. Если народ хочет "самоопределиться" путем создания независимого государства – то, как говорится, why бы и not, ведь это его международное право. Сразу же снимется столько проблем, обусловленных нынешним "недогосударственным" статусом Палестинской автономии.

Но прекратится ли арабо-израильское противостояние? Ведь приобретение государственного статуса Палестиной не решит проблемы спорных территорий, в частности самого Иерусалима, который обе стороны считают именно своей святыней. Кроме того, Германия задает справедливый вопрос: возможно ли проведение общепалестинских выборов (или референдума) в условиях нынешней эскалации насилия? Еще более сложным представляется вопрос о том, что будет представлять собой новоявленное палестинское государство. Сможет оно удержаться от продолжения конфликта с Израилем на межгосударственном уровне или же станет своего рода тараном в руках всего воинственно настроенного арабского мира?

Пока что ситуация в Палестинской автономии дает серьезные основания для беспокойства. Ясир Арафат, и без того не очень-то контролировавший ситуацию, вот уже два месяца как посажен израильтянами под домашний арест в городе Рамалла на западном берегу Иордана. Президент Египта Хосни Мубарак, выступая на Совете министров иностранных дел ЕС, пригрозил по этому поводу в сторону Израиля, что "если с лидером Палестины произойдет что-нибудь плохое, то Ближний Восток может погрузиться в хаос". Министры ЕС впечатлились этим заявлением и призвали Израиль изменить отношение к Палестине и прекратить ограничение свободы передвижения Ясира Арафата.

Но, увы, независимо от местонахождения Арафата, Палестина близка к состоянию хаоса. Власти автономии и силовые структуры не могут обеспечить на подконтрольной им территории правопорядок. Так, недавно толпа палестинцев на судебном заседании в Дженине убила трех подсудимых (за сотрудничество с Израилем). Вице-губернатор города сказал, что если бы здание суда в городе не было разрушено израильскими бомбежками, то его высокие стены сдержали бы разгневанную толпу. Получается, что чем сильнее израильские вооруженные силы громят все то, что имеет отношение к палестинской власти, тем активнее эта власть пользуется отрядами ополченцев, которые слабо поддаются контролю и вызывают страх у местного населения. Би-Би-Си, комментируя происходящее, отмечает, что на смену мирному процессу на палестинских территориях приходит межобщинное насилие.

Вот такому национальному образованию ЕС хочет придать статус государства. Насколько это может быть оправдано – сказать пока трудно.

Немаловажным обстоятельством является здесь позиция США. Вашингтон безоговорочно поддерживает в конфликте израильскую сторону, что снижает его возможности как посредника. Хорошо еще, что у американцев хватило дальновидности не внимать убеждениям Ариэля Шарона совсем прекратить отношения с Палестинской автономией. Как сказал по этому поводу первый заместитель руководителя фракции "Отечество – Вся Россия" Константин Косачев, "Белый дом, пусть и скрепя сердце, признает за Арафатом его лидерство и признает отсутствие на сегодня ему альтернативы как переговорщику". Более того, Вашингтон решил выделить в помощь ПА 300 млн. долларов. Но в целом позиция США в отношении Палестинской автономии остается весьма категоричной ("будем давить на Арафата"). И это неизбежно подталкивает многих недовольных американской политикой к поддержке арабской стороны в конфликте. Для России это дело привычное (хотя последнее время она как-то не проявляет активности на ближневосточном направлении), но недавно, к примеру, и Китай открыто выступил с осуждением ареста Ясира Арафата. Впрочем, все стремятся быть объективными и не выказывают явных симпатий к какой-либо из сторон (за исключением, пожалуй, США).

Евросоюз тоже не хочет оставаться в стороне от ближневосточного процесса. Да и не дают ему. Вот, скажем, Иран, обидевшись на то, что Буш причислил его к "оси зла", предложил Евросоюзу создать совместную группу по борьбе с терроризмом. Как сообщил заместитель министра иностранных дел Ирана Али Ахани, Иран "готов сотрудничать с международным сообществом в борьбе с терроризмом, но делать это под флагом ООН, а не США". Он напомнил, что Тегеран "конструктивно сотрудничал" с международным сообществом в ходе операции в Афганистане и "объективно сыграл важную роль в поражении талибов*".

Не только Иран, но и Ирак, который в нынешней ситуации чувствует себя еще более неуверенно (талибы кончились, кто следующий?), хочет дружить с Европой. Кабинет министров Ирака поручил МИДу срочно начать широкий диалог с Европейским союзом. Последнему предоставляется прекрасная возможность закрепиться и заработать авторитет на Ближнем и Среднем Востоке. Но это значит дружить со странами-изгоями и вызывать недовольство за океаном. Готов ли ЕС пойти на это?

В ЕС всё обычно решается неспешно. Что касается идеи создания независимого палестинского государства, то Испании поручено подготовить соответствующий документ и представить его в Брюсселе уже сегодня, 18 февраля. Это еще не означает, что все 15 стран-членов Евросоюза согласятся сообща выступить с новой инициативой, но надежды на это есть. Надежды не в последнюю очередь связываются с тем, что испанский темперамент страны-председателя подвигнет консервативных и осторожных европейцев к свежему взгляду на вещи. Новый председатель, похоже, начал трясти сонную Европу. Так, в начале февраля горячие испанцы обнародовали заявление о необходимости для ЕС "дать политический толчок" развитию европейской военной промышленности (на фоне увеличения оборонного бюджета США).

Итак, у ЕС уже появляются кое-какие амбиции "мирового полюса": частенько возникает желание сделать что-то отличное, а иногда и противоречащее "генеральной линии" США. Заседание министров в Касересе – тому подтверждение: министры начали обсуждение положения на Ближнем Востоке с того, что признали подход Вашингтона к этой проблеме безрезультатным. На этом фоне и получила ход идея создания палестинского государства.

Несмотря на все риски, европейский подход к проблемам Ближнего и Среднего Востока вполне может оказаться продуктивнее американского, слишком категоричного и негибкого. У Евросоюза тоже есть проблемы: ему как всегда недостает единства и оперативности в международных делах. Но "главное – результат", сказал Сизиф...

* Организация запрещена на территории РФ

Выбор читателей