Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Следует отметить, что заявление аль-Джубейры стало последним в долгой цепочке намеков представителей королевской семьи Эр-Рияда. Как считают специалисты по Ближнему Востоку, в большое политическое плавание слова советника отправили по причине их максимальной неясности. Вроде бы всё о мире – но ни слова о нем. Многочисленные реверансы в отношении Израиля и даже ссылка на якобы готовность Ясира Арафата участвовать в предлагаемой сделке позволили израильским политикам выбрать именно данное заявление в качестве повода для небывалой активности. Буквально в считанные часы после интервью аль-Джубейры агентству Fox News премьер-министр Ариэль Шарон разоткровенничался о том, что он уже проводил некие секретные беседы по саудовской инициативе. С кем именно он общался, глава кабинета решил не уточнять. Зато, как сообщает Mignews, министр иностранных дел Шимон Перес выступил куда более определенно и заявил, что "предложение, без сомнения, будет принято. А затем уже начнется процесс переговоров и дискуссий...".
Сразу после этих слова Перес вылетел в Париж, где он намерен приступить к обсуждению арабской инициативы. А президент Израиля Моше Кацав сказал, что не прочь отправиться прямо в Эр-Рияд, дабы обойтись без посредников в такой исторический момент. Как иронично отмечает израильская пресса, вылетев сегодня, Кацав может еще успеть на мусульманский хадж...
Столь стремительная готовность израильского руководства отбросить все дела и заняться обсуждением "исторической" инициативы Саудовской Аравии не может не настораживать, а также свидетельствует о том, что эр-риядская идея родилась явно не сегодня.
По информации DebkaFile, саудовское предложение впервые прозвучало отнюдь не вчера, а аж неделю назад. 18 февраля в газете NY Times были опубликованы выдержки из беседы журналиста издания Тома Фридмана с фактическим правителем Саудовской Аравии принцем Абдаллой. В ходе интервью Фридман спросил принца, что он думает о "таком логичном" решении израильско-палестинского вопроса как передача всех территорий, занятых Израилем в 1967 году, в обмен на признание арабами государства Израиль. В ответ принц заявил, что именно такое решение проблемы он поддерживает в течение многих лет. Правда, в обмен на возврат территорий саудовский принц предлагает Израилю нормализацию отношений, а никак не мирный договор. И, кстати, именно такое предложение Абдалла намерен озвучить 28 марта на очередной сессии Лиги арабских государств, которая пройдет в Бейруте.
В следующий раз абсолютно идентичное предложение снова было озвучено в NY Times. Как сообщил в своей статье представитель американского Совета по внешним сношениям Генри Зигман, саудовские чиновники считают, что в рамках процесса нормализации Эр-Рияд готов учитывать не только арабские, но и израильские интересы. В частности, речь идет о Стене Плача в Старом городе Иерусалима и ряде еврейских кварталов в восточной части города. Кроме того, Саудовская Аравия не возражает против сохранения под контролем Израиля небольших участков Западного берега реки Иордан. Правда, в обмен на эти территории Иерусалим должен будет дать палестинцам адекватные земли внутри страны.
По данным DebkaFile, сразу после этой публикации Госдепартамент США и лично Колин Пауэлл решили проверить, насколько Эр-Рияд серьезен в своих намерениях. Как сообщается, в результате телефонных разговоров с принцем Абдаллой выяснилось, что тот хоть и не отказывается от слов, сказанных Фридману, но вовсе не уверен, что будет выдвигать свою программу на заседании Лиги арабских государств. Кроме того, принц дал четко понять, что высказывания саудовских чиновников, упоминаемые во второй статье NY Times, ему неизвестны и он не несет за них никакой ответственности. Сразу после разговора с принцем Госдепартамент США опубликовал свое официальное мнение относительно возможностей мирного урегулирования на Ближнем Востоке, подчеркнув, что первым шагом должен стать однозначный отказ палестинцев от применения насилия в отношении мирных граждан.
Впрочем, Израиль почему-то решил не полагаться на мнение американцев и приступил к активной раскрутке "мирной инициативы" Эр-Рияда.
Причины такого поведения Иерусалима лежат на поверхности. Как мы уже сообщали, израильтяне всерьез опасаются, что в случае начала военной операции США против Ирака палестинцы постараются обострить противостояние, чтобы по окончании войны получить возможность торга как с Вашингтоном, так и с Иерусалимом. А новый взрыв насилия может привести к падению нынешнего правительства во главе с Ариэлем Шароном. Собственно говоря, именно эти опасения неделей раньше послужили причиной для появления на свет "гениального" плана по созданию "буферных зон" между еврейскими и палестинскими территориями.
В свою очередь, и Эр-Рияд руководствуется в своей политике отнюдь не гуманизмом и человеколюбием. После 11 сентября Саудовская Аравия стремительно теряет свою роль генерального посредника между Западом и Востоком. Причиной тому стало не столько саудовское гражданство 15-ти из 19-ти террористов, организовавших налет на Нью-Йорк и Вашингтон, сколько собственно неустойчивость режима королей, который вынужден бороться с исламским экстремизмом собственных граждан. До сентябрьских событий эта дилемма решалась просто: с одной стороны, Эр-Рияд впустил на свои территории американских солдат, а с другой, немалая часть денежных средств шла на финансирование "мусульманских братьев" за пределами страны. После крушения башен-близнецов такая политика стала невозможна. В результате саудовским властям не оставалось ничего иного, кроме как пойти на сближение с Ираком и Ираном, что несколько остудило напряжение внутри страны, но резко обострило отношения с Америкой. Заметим, что сегодня даже в самых спорных утечках о подготовке к войне с Ираком не говорится о каком-либо сотрудничестве с Саудовской Аравией. Войска США готовы наступать с территории Кувейта, Турции, Иордании, но почему-то не с территории своего некогда главного союзника в регионе. И все же окончательный разрыв с Белым домом в планы Саудовской Аравии не входит. Вот и родилась в головах советников принца Абдаллы гениальная идея "мирного договора" с Израилем. Всё гениальное, как известно, не должно быть сложным. И означенное предложение является не чем иным, как очередной демагогической игрой Саудовской Аравии. Тем, кто запамятовал, напомним, что арабское требование "территории в обмен на мир" родилось не сегодня. А в данном случае говорится даже не о мире, но всего лишь о нормализации отношений. Причем, отметим особо, не с палестинцами, а с мифическим "арабским миром", который имеет привычку постоянно менять союзников и врагов в зависимости от расклада сил. А вот палестинцы своих привычек не меняют, и пристрастие к убийству израильтян у них вряд ли пройдет по мановению палочки из Саудовской Аравии. Так что можно констатировать, что в обмен на территории Израилю предлагают даже не нормализацию, а просто демагогию.
Государства-карлики нашли способ получить выгоду