Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Малхолланд Драйв (Mulholland Drive)
Франция-США, 2001
Режиссер: Дэвид Линч
В ролях: Наоми Уоттс, Лаура Херринг, Жанна Бэйтс, Скотт Вулфф и др.
Для начала немного информации и статистики. Сценарий – сам Дэвид Линч, музыка – Анджело Бадаламенти, бюджет – $10 миллионов. Номинации и призы: Канны 2001 – лучший режиссер; "Сезар" 2002 – лучший иностранный фильм; Британская Киноакадемия (BAFTA) – лучший монтаж; "Оскар" 2002 – номинация в разделе "лучший режиссер". Все остальные награды за год проката не так значимы, хотя в США фильм получил еще несколько премий, в том числе различных ассоциаций кинокритиков и менее значимых фестивалей, таких как Торонтский и Чикагский.
Всё это я привожу просто для того, чтобы еще раз обозначить уровень мастера, которому не хватило денег на новый сериал и пришлось истратить совсем незначительную по американским стандартам сумму, чтобы создать очередной шедевр. Представляете? Денег ему не дают, не то что какому-нибудь Содербергу.
В чем-то все перечисленные фильмы похожи на MD, но ни в чем его не превосходят. А уступают подчас в главном – очередная "линчёвка" годится на все случаи жизни, а не только для задолбавшего лично меня так называемого "семейного просмотра".
Повторяю, Дэвид Линч, как и в случае с телесериалом "Твин Пикс" и фильмом "Огонь, иди со мной", явно придумал новый культовый сериал, но ввиду финансовых неурядиц ограничился "пилотом". То есть фирменным мистическим триллером, способным дать пищу для размышлений всем категориям зрителей – от высоколобых критиков и будущих продюсеров сериала до подростков от 16 и старше.
Вернемся к фильму. По жанру и по сути MD – это контаминация всех ранее снятых Линчем фильмов, некий синтез и набор самоцитат. В особенности из "Синего бархата" и "Твин Пикса". Но не только, иначе говорить было бы не о чем...
В отличие от неудачного, состоящего как бы из ошметков ранее снятых проектов "Шоссе в никуда", заставившего думать о болезненном снижении авторского потенциала режиссера, а также и вовсе нетипичной "Простой истории", где основным лейтмотивом была строка из песни "поля налево – поля направо", MD более всего напоминает птицу Феникс и, очевидно, становится новой вершиной творчества выдающегося мастера. Подобно старому дорогому вину, кинематография Линча со временем приобретает новые и неожиданные качества, оставаясь в рамках задуманной и уже осуществленной стратегии. Это всегда: суперсценарий, суперактеры и завораживающий синтез музыки и монтажа.
Параллельно развивается несколько независимых линий, в духе всех ранних детективов Линча – от странных и страшноватых до противных, подчас физиологических сцен.
В какой-то момент, по прошествии примерно полутора часов чрезвычайно напряженных и, что удивительно, не связанных воедино взаимоотношений героев этаких микро-серий, зритель ловит себя на мысли, что персонажей и событий уже хватает на многочасовой детектив, место которому в телеящике. К концу второго часа появляется ощущение, что, рассказывая такими темпами, просто невозможно выкрутить финал, и Линч наверное плюнул на пару-тройку фабульных ходов, заявленных в прологе. Но не тут-то было. В последней четверти фильма подробно рассказано, до чего на самом деле все гениальное просто.
Тут-то, в самом конце, всё и включается на полную мощь: совершенно фантастическое кинематографическое чутье режиссера, обильно удобренное всеми предыдущими находками и снабженное, как всегда, серьезным инструментом воздействия – музыкой Бадаламенти.
В числе главных режиссерских удач – необычайно тонкие и красивые героини, играющие на пике актерских возможностей. Линч настолько щедро делится с ними секретами кино, что даже если больше в их карьере не будет подобных ролей, можно сказать, что Лауре Херринг и Наоми Уоттс крупно повезло. Тут важно отметить, MD – это кино о кино, то есть очередное мифогенное произведение, в том числе для самих голливудских деятелей. Так точно находить типажи, совмещающие сексуальность и психологизм, – несомненный дар маэстро и его фирменный знак. До сих пор Линч делал упор на мужчин, подарив среднему, скажем так, актеру Кайлу Маклохлану карьеру. Теперь он сделал упор на прекрасную половину.
Главным героем картины становится деструктивное эротическое марево персонажей, их влечение к смерти, их пограничные состояния и отчаянные, но безуспешные попытки справиться с "внутренними драконами", а вовсе не с обстоятельствами жизни. К тому же перед нами не линейное полотно, а несколько вложенных, как матрешки одна в другую, фильмов.
Во многом этом сценарный прием эксплуатирует уже придуманные автором ранее. "Твин Пикс" даже процитирован впрямую: один из второстепенных героев – всё тот же страшный карлик из потустороннего мира, заявлен и подзабыт также некий спецагент; но в чем-то MD глубже ранних картин мастера.
В нем не только сюжетные пласты наплывают и пересекаются в причудливом мире, но реальным двигателем сюжета тут выступает мощная психоаналитика. Подобный драматургический заход, слегка завуалированный в предыдущих работах Линча, весь невротический дискурс, ранее сведенный к фантастическим и волшебным событиям, на сей раз отрефлексирован с неподражаемым изяществом, причем в самый неожиданный момент. Это, похоже, результат европейского влияния, не случайно MD – американо-французское кино. Все фантастические события этой типичной "линчёвки" остаются на своих местах, но приобретают иную психологическую, или, лучше сказать, психоаналитическую окраску. И в этом новом повороте, в способности двигаться вперед по, казалось бы, уже исчерпанному руслу, безусловно, и заключен необычайный потенциал художника.
Анализировать этот фильм, убежден, будет все интереснее по мере его продвижения на экраны. У него стойкое послевкусие и весьма терпкий аромат.
Поскольку нас ждет премьера и многие еще только увидят MD, остановимся на однозначном совете: ни в коем случае не пропустите, поскольку это настоящее, глубокое и весьма художественное произведение. Да, и обратите внимание: уже появился лицензионный CD с саундтреком. Я пошел покупать.
Премьера фильма 14 марта в кинотеатрах "5 звезд", "МДМ-кино", "Ролан", "Киноцентр на Красной Пресне", Каро-1, Каро-2, "Победа", "Байконур", "Киноплекс", "Под куполом" (оригинальная копия на английском языке)
Некоторые в русофобской стране готовы трезво смотреть на ситуацию