Банк в твоем кармане

Физическим лицам Интернет дал возможность получить доступ к широкому спектру банковских услуг, не выходя при этом из дома или офиса, а банкам – практически неограниченную возможность расширения клиентской базы

Интернет становится средой, в которую постепенно перемещаются все новые и новые сферы человеческой деятельности. Всемирная Паутина давно вобрала в себя такие аспекты жизни общества как информационное обеспечение, развлечения и торговля. Не осталась в стороне и банковская деятельность, несмотря на всю исторически присущую ей консервативность. Банки по достоинству оценили преимущества, предоставляемые Паутиной, такие, как доступность Сети широким массам клиентов, в первую очередь – частных.

Не последнюю роль здесь сыграла возможность обеспечения безопасности передаваемой через Сеть информации. Это позволило говорить об осуществлении через Интернет клиентских операций – святая святых банков.

Наиболее широкое поле деятельности в Интернете у банков, работающих с частными клиентами. Физическим лицам Сеть дала возможность получить доступ к широкому спектру банковских услуг, не выходя при этом из дома или офиса, а банкам – практически неограниченную возможность расширения клиентской базы.

Конечно, в силу собственной специфики не все кредитные учреждения устремились в виртуальные просторы, но для большинства банков, специализирующихся в том числе и на работе с частными клиентами, Сеть стала находкой. Вскоре, как и в любом новом бизнесе, в этом секторе рынка появились свои лидеры: сегодня в России это "Автобанк", "Первое О.В.К.", ИМПЭКСБАНК. Рассмотрим главные особенности данного направления в бизнесе на примере банка "Первое О.В.К.", который предоставляет своим клиентам систему "Интернет-Банк", позволяющую воспользоваться рядом банковских услуг посредством Сети.

Данная система позволяет клиенту совершать операции со своим банковским счетом в любое время, из любого уголка Земли, где есть подключенный к глобальной Сети компьютер. Для того чтобы воспользоваться системой "Интернет-Банк", требования к компьютеру и операционной системе сведены к минимуму: для этого вполне подойдет любой "Пентиум" с банальными операционными системами (Win-95 и выше) и интернет-браузерами с поддержкой Java и Java Script.

Какие возможности и преимущества получает пользователь интернет-банкинговой системы?

Она позволяет осуществлять безналичные платежи, денежные переводы, управление личным счетом, а также в любой момент получать информацию о его состоянии. Это очень важно для людей, ограниченных в свободном времени, а также для тех, кто вынужден осуществлять различные финансовые операции находясь вдали от дома.

Здесь наверняка возникнет резонный вопрос: каким образом клиент может технически реализовать все преимущества, предоставляемые интернет-банкингом? В банке "Первое О.В.К." этот вопрос решен достаточно просто, через расчетную карту STB. Это универсальный инструмент, одновременно являющийся полноценной банковской карточкой, предоставляющей доступ к полному спектру банковского сервиса, включающему в себя работу со счетом через любое из 50-ти отделений банка, снятие наличных через сеть банкоматов, работающих в том числе и на станциях Московского метрополитена, оплату услуг в обычных и интернет-магазинах.

Дорого ли обходятся подобные услуги, и за что вообще клиенту нужно платить, а за что нет? Вопрос немаловажный. По мнению начальника Отдела интернет-банкинга банка "Первое О.В.К." Владимира Вешнякова, "информационные услуги (остатки на счетах, история движения средств по счетам) в основном должны предоставляться бесплатно, это – то, что дает клиенту дополнительный стимул открыть счет именно в данном банке". Решение о том, какие услуги будут платными, а какие нет, каждый банк принимает для себя сам. "В нашей системе информационные услуги бесплатны и доступны даже без заключения каких-либо дополнительных соглашений к договору банковского счета и процедуры подключения – достаточно иметь только обычную пластиковую карточку платежной системы STB с кодом ПИН-2 – он и является паролем для доступа к информационному обслуживанию, – поясняет Владимир Вешняков. – Активные банковские операции (отправка платежных поручений и любые другие операции, изменяющие сальдо счета) в основном платны – для того, чтобы это не было для банка убыточным. Однако они стоят не дороже, чем операции, выполняемые стандартным путем – через отделения банка, т.к. в случае с интернет-банкингом налицо явная экономия – нет издержек на персонал, аренду зданий и т.п.".

Что касается стоимости подключения к системе и стоимости обслуживания (абонентская плата) – это вопрос индивидуальный для каждого банка. В банке "Первое О.В.К." подключение к системе для доступа к активным операциям происходит бесплатно, т.к., по мнению специалистов банка, "оно должно быть максимально простым и необременительным".

"В дальнейшем для платных операций будут предусмотрены два способа оплаты – пооперационно и путем единовременной уплаты абонентской платы", – поясняет Владимир Вешняков.

Напоследок хотелось бы сказать несколько слов о перспективах интернет-банкинга в России. По мнению специалистов, это направление будет развиваться достаточно стабильно. Банки вскоре будут просто вынуждены идти на интернет-рынок, так как в противном случае начнут проигрывать в конкурентной борьбе за клиента. "На примере нашего банка могу сказать, что данная услуга не приносит сверхприбылей; главная цель – это предоставить клиентам дополнительное удобство при работе с нашим банком и тем самым расширить клиентскую базу", – подтверждает данную мысль Владимир Вешняков.

Стоит добавить, что интерес к интернет-банкингу со стороны клиентов, нуждающихся в увеличении оперативности предоставления услуг и широком географическом покрытии системы обслуживания, будет неуклонно расти. Одним словом, клиент и банк готовы идти навстречу друг другу теперь уже и на виртуальных просторах.

Выбор читателей