Премьера в Москве: убито 20 джедаев

Самые красивые комические корабли, самые инопланетные пейзажи, самые опасные джедаи, самая скучная лавстори Голливуда – все это "Звездные войны. Эпизод II"

Звездные войны. Эпизод II. Атака клонов (Star Wars: Episode II - Attack of the Clones)
США, 2002
Режиссер: Джордж Лукас
В ролях: Натали Портман, Эван МакГрегор, Сэмуэль Джексон


В прошлом декабре власти Великобритании вполне официально признали "Звездные войны" религией, потому что во время плановой переписи населения более ста тысяч англичан определили свое вероисповедание как "рыцарь-джедай". Таким образом, благодаря неадекватному чувству юмора жителей Туманного Альбиона премьера нового блокбастера "Звездные войны. Эпизод II. Атака клонов" стала событием не только культурным, но и религиозным.

К российскому этапу всемирного оджедаиванья прокатчики приурочили открытие девятизального киноцентра "Формула кино" – большого и довольно пафосного заведения на площади перед Курским вокзалом. На открытии разыгрывали никак не связанную с премьерой литературу от спонсора, в фойе бродили миляга Дарт Вейдер и неожиданно рослый (где-то 170 см) учитель Йода, ну и, конечно, скопом, в 9 залах одновременно, показывали пресловутый "Эпизод II". Были там и мы.

Главное опасение – что в решающий момент злой джедай извлечет из-под балахона сотовый телефон известной марки и созвонится с темной стороной Силы – к счастью, не подтвердилось. Star Wars – всегда Star Wars: хорошие звездные самураи спасают Мир от плохих, разноцветные лазерные сабли добросовестно жужжат и делают при контакте "бз-в-вуммм", инопланетяне сюсюкают на уморительных диалектах, а фантастического дизайна боевые космошлюпки бороздят просторы далекой, далекой галактики.

Конкретно "Атака клонов" повествует о двух событиях. Во-первых, о создании армии клонов, этаких боевых овечек Долли, которая крушит легионы недобрых тонкошеих роботов. Кроме клонов на стороне Света играет галактический all stars band: Оби Ван Кеноби (МакГрегор), юный Скауокер (Кристерсен), Виду (Джексон), сенатор Амидала (Натали Портман, удачный макияж, первый размер бюста), учитель Йода (ходячий спецэффект) и еще полсотни джедаев, так что атака выходит знатная.

Во-вторых, это фильм об отношениях смазливого юноши и красавицы-сенатора, которые хотят, но не могут, не могут, но так хотят. Анакин Скайуокер, с детских лет запавший на сенатора (бывш. принцессу) Амидалу, обхаживает ее с начала и до конца, все два с лишним часа экранного времени. Роман развивается по шаблонной схеме: фривольные поглаживания, страстные поцелуи и, в итоге, пылкие признания в темноте. Этим дело и ограничивается – интим пал жертвой "семейного" рейтинга. (Хотя, если верить таблоидам, на съемочной площадке Натали Портман и Хайден Кристерсен успели наверстать упущенное.)

Кроме того сюжет картины испещрен пометками и диалогами, отсылающими зрителя к другим эпизодам. Но загромождать текст кратким содержанием предыдущих и последующих серий нет никакого смысла. И вот почему.

"Атака Клонов" не имеет самостоятельной художественной ценности – и это ее серьезнейший дефект. Фильм этот, длинный и грандиозно оформленный, хорош только как связующее звено между затравкой (детство и отрочество Анакина Скайуокера-Вейдера) и отснятым 25 лет назад финалом, в котором кучка повстанцев во главе с джедаем-недоучкой разносит монструозную Звезду Смерти, а волосатые мишки бревнами да лианами плющат легионы имперских солдат.

Начинать знакомство со "Звездными войнами" со второго эпизода бессмысленно, поскольку папа Лукас (бессменный автор и производитель саги) убежден, что все 25 лет развития вселенной зритель держал руку на пульсе – или это не его зритель! Персонажи в "Атаке клонов" появляются спонтанно и столь же спонтанно теряются в складках глобального сюжета до следующих частей. Мотивы, заставляющие героев нестись через полгалактики на планету Татуин, остаются где-то за кадром, а главная интрига эпизода – превращение бледного джедаенка Скайокера в грандиозного Дарта Вейдера – трактуется извращенно: кажется, что вечно препирающийся с учителем Анакин попросту захлебывается юношеским максимализмом. Хотя на самом-то деле, и фанатам это понятно, подоплека куда сложнее.

Но это еще полбеды.

"Атака клонов" – эпизод экспериментальный: в великой космической саге впервые появляется любовь. И какая же она получилась неприглядная! Дело не в отсутствии пикантностей и обнаженки, а в затянутости интрижки. Лавстори Скайуокера и Амидалы посвящены едва ли не две трети фильма, и клишированные многоминутные сценки тет-а-тета к середине картины безмерно раздражают. Особенно показательны последние кадры: обручение, у Скайокера не хватает одной руки, бездарно потерянной в бою, а у нее (и мы это знаем) жестоко рассечена когтями спина. Чтобы выпустить на экран такое уродливое – буквально – чувство, Лукас должен был напрочь потерять коммерческое чутье.

Собственно, из-за этого жевать поп-корн на "Атаке клонов" довольно-таки скучно, хотя видно, что потенциал был: есть там и погони над мегаполисом а-ля "Пятый Элемент", и гениального дизайна парусные космические корабли, и ошеломительная разборка звездолетов в астероидах, и проч. Нудный фильм несколько оживляется только ближе к финалу, когда джедаев затравливают на арене реликтовыми чудовищами, а армия клонов, до той поры жевавшая суп на богом забытой планете, развязывает-таки конфликт. Кроме того, за десять минут до титров вам покажут самое массовое истребление джедаев в истории галактики, а за три – поединок мега-джедаев Йоды и лорда Дука, контурно похожий на схватку магов в недавнем "Властелине колец". Пожалуй, ради этого можно вытерпеть многое остальное.

Что до критиков, то мнения разделились. Одни хают "Атаку клонов" кто во что горазд, другие – как, например, Internet Movie Data Base – сдержано аплодируют, мол, явный прогресс по сравнению с первым эпизодом. Вот только вторые в меньшинстве. Впервые за историю сериала.

Кадры из фильма можно посмотреть на сайте Relax.Ru.

С 16 мая в кинотеатрах Москвы.

Выбор читателей