Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
***
Я приобрела путевки в Хургаду с 4 по 11 мая у тур-оператора "Мастер" по рекомендациям друзей и знакомых, уже пользовавшихся услугами этой компании. Каталог отелей обещал уютное бунгало на берегу моря, собственный пляж в двух минутах ходьбы, мини-бар в номере и какие-то еще прелести, которые показались несущественными по сравнению с агрегатом для охлаждения спиртных напитков. Документы выдали только вечером 30 апреля, накануне долгих выходных. Ваучеры сомнений не вызывали, но вот билет на рейс 9717 "Дагестанских авиалиний" уже тогда породил нехорошие предчувствия. То ли всплыла в памяти история с захватом заложников на борту самолета этой авиакомпании в ноябре 2000 года, совершавшего рейс Махачкала – Москва, то ли вылезло наружу недоверие к кавказскому сервису и пунктуальности...
Предчувствия, увы, не обманули, и даже уверения друзей, что маленькие авиакомпании зачастую работают лучше и относятся к клиенту бережнее, чем крупные, не помогли. Сюрпризы начались уже по приезде в Домодедово, где на табло вместо запланированного времени вылета в 8:00 мск светилось 10:00. Далее события развивались не так стремительно, как хотелось бы: каждый час ласковый женский голос сообщал пассажирам нашего рейса, что "информация о вылете самолета будет через час", потом "через три часа, в 17:00", потом – в 18:00 и так далее. В сумме мы просидели в аэропорту 15 часов, начиная с 6 Yтра, когда только приехали, как полагается, за 2 часа до рейса, и до того момента, когда самолет оторвался от взлетной полосы в 21:00. Причем даже после магазина duty free мучения наши не кончились. Туристов заставили еще около часа стоять на летном поле и ждать, пока наконец на борт поднимут питание для команды. Почему это не было сделано раньше? Впрочем, мы уже так устали удивляться и задавать вопросы администрации аэропорта, что сам взлет самолета показался нам царским подарком.
Хургада встретила горе-путешественников теплым ночным воздухом, комфортабельным автобусом для развоза туристов по отелям и плохо говорящим по-русски гидом, который рассказал на странной лингвистической смеси, что наших соотечественников в этом Богом объятом городе уже больше, чем местных жителей. Далее отдых потек согласно купленным путевкам: 4 звезды, вполне сносное питание, услужливый персонал, экскурсии в Каир и Луксор, пирамиды и сфинкс, коралловые острова – словом, всё то, что может предложить отдыхающим славная страна Египет. Мешала расслабиться лишь одна свербящая мысль: если приезд стоил нам таких титанических усилий, что же будет в день отъезда... Однако даже самые худшие предположения оказались просто мелочью по сравнению с кошмарной действительностью.
Начать хотя бы с того, что Yтром 11 мая около 160 пассажиров ТУ-154 узнали, что самолет "Дагестанских авиалиний" за ними не прилетел и неизвестно, когда будет. Информацией о местонахождении самолета не обладали ни работники аэропорта Хургады, ни менеджеры египетских турфирм. Звонки в Домодедово ясности не прибавили, а российские туроператоры не работали по причине субботнего дня. Среди "невозвращенцев" началась паника: перспектива просидеть долгое время в полной неизвестности относительно своей судьбы в аэропорту чужой страны, где из еды только шоколадки и нет удобного зала ожидания, совсем не радовала. Те, у кого остались деньги, чтобы купить обратный билет на ближайший рейс любой другой авиакомпании, попытались это сделать. Получилось не у всех, поскольку рейсы из Хургады были забиты под завязку. Поражал беспредел служащих аэропорта: они продавали россиянам двойные билеты. Пассажиры с других рейсов, припозднившиеся к своему самолету, с боем требовали пропустить их к стойке регистрации. Их не пускали, поскольку места только что были проданы кому-то из пассажиров злополучных "Дагестанских авиалиний". Вот высказывания некоторых пострадавших, взятые из форума одного из туристических порталов:
Лариса: Явившись в аэропорт, у стойки регистрации мы увидели тех людей, с которыми и прилетели в Хургаду, но они уже были счастливыми обладателями посадочных талонов, а нас 9 человек не оказалось в этом самом злосчастном списке, при нас на самолет посадили людей с другого рейса.
Женя: Я в Москве. Улетел без особых проблем в субботу, купил посадочный на "Евразию", могу даже цену сказать – 160 долларов за двоих. Мне, правда, очень жалко тех людей, которым этого сделать не удалось.
После двухчасовой толкотни в аэропорту представитель египетской турфирмы "Белая Роза" отвез российских туристов, у которых были ваучеры от этой компании, в затрапезный отель "Friendship" где-то неподалеку от аэропорта. Остальных, кто не смог купить обратные билеты, тоже потом разместили по разным отелям. (Кто-то из туристов сразу поехал в гостиницу, где жил раньше, но поселился там уже за свой счет.) Вечером того же 11 мая подопечных "Белой Розы" переместили в трехзвездочный отель "Jasmin Village". Надо отдать должное российскому оператору, у которого мы с подругой приобретали путевки: компания "Мастер" оплачивала наше пребывание в отеле по системе "всё включено" с 11 мая по 15 мая, что было очень существенно при отсутствии у нас денег, потраченных на экскурсии и сувениры. Некоторые туристы, обалдевшие от волнений и неизвестности, воспользовались "all inclusive" на полную катушку: алкоголя было выпито немеряно, и бармены гостиницы через некоторое время знали всех пассажиров "Дагестанских авиалиний" наперечет.
Но, несмотря на все египетские блага, хотелось все-таки вернуться домой. Хотя уверенности в благополучном исходе было немного, поскольку в российском консульстве нам ответили, что наша проблема не входит в их компетенцию. У нас не просрочены визы и нас не депортируют. Самолет МЧС тоже за нами не прилетит, поскольку в стране пребывания нет военных действий или стихийных бедствий. Нам было предложено выбираться из ситуации самостоятельно. Часть туристов из нашей группы отправилась в Каир (7 часов на автобусе от Хургады), чтобы улететь на каком-нибудь рейсе египетских авиакомпаний, купив билеты на оставшиеся деньги.
...В конце концов, самолет за нами прилетел Yтром 15 мая. Это был тот же самый "тушник" "Дагестанских авиалиний". В аэропорту – столпотворение и давка, к стойкам регистрации пробирались с трудом, вслух зачитывались фамилии из списка пассажиров. Страшный гвалт мешал что-либо разобрать. Нас напустили в самолет в 10:00, однако взлетели мы около 13:00 по египетскому времени. Три часа полторы сотни человек сидели в самолете на летном поле и ждали еще 12 туристов из Молдовы, которых должны были доставить в Москву на этом же лайнере. А впереди ждал еще один сюрприз: нас отказались кормить, питания для пассажиров на борту не было. В Москве мы оказались в 18:40 15 мая.
Теперь о главном: кто виноват? Неприятности свалились на нас по вине транспортно-туристической компании "Авиалинии ДТА", оказавшейся не в состоянии обеспечить своевременную оплату рейсов "Дагестанских авиалиний". Заказчиком рейса 9717/9718 была туристическая компания "Дип Тур" и "Авиалинии ДТА", у которых остальные турфирмы покупали для своих клиентов билеты на этот чартер. Чтобы туристы вернулись в Россию, "Дип Тур", продавший основную часть билетов, был вынужден заплатить за дополнительный рейс авиакомпании. В ближайшее время "Дип Тур" попытается взыскать с перевозчика убытки, так как уверен, что "Дагестанские авиалинии" не выполнили своих договорных обязательств. В течение апреля из аэропорта Домодедово "Дагестанские авиалинии" осуществляли чартерные рейсы 9715/9716 Москва – Хургада по вторникам, пятницам и субботам. На майские праздники перевозчик добавил еще один рейс в том же направлении под номером 9717/9718.
***
Репутация у компании "Авиалинии ДТА" уже изрядно подмочена. Так, 23 апреля с.г. приключилась похожая история: по сообщениям сайта rusaero.ru, около 100 российских туристов не смогли вернуться из Хургады. Накануне Государственная служба гражданской авиации (ГСГА) сообщила подробности скандала, в центре которого оказалась авиакомпания "Авиалинии ДТА". Туристы, не по своей воле задержавшиеся в Хургаде, покупали авиабилеты у "Авиалиний ДТА". Как выяснилось, у этой компании нет ни одного своего самолета: она договорилась о перевозках с одним из своих учредителей, "Авиакомпанией Iron Dragon-Fly" (IDF). Та, в свою очередь, заключила договор о выполнении полета с 223-м летным отрядом. К тому же оказалось, что у компании "Авиалинии ДТА" вообще не было лицензии на туроператорскую деятельность (без которой нельзя продавать билеты на чартерные рейсы). По ходу дела выяснились и другие любопытные подробности. Среди учредителей ДТА значилась известная "Донская транспортная компания" (DonTransAvia); но в самой DonTransAvia об этом не знали: документы были просто подделаны. Все это долго могло оставаться тайной, если бы 9 апреля этого года не обнаружилась еще одна подделка. В частности, на один из рейсов в Хургаду (зафрахтован ДТА, летел 223-й отряд) в билетах пассажиров значилась посторонняя компания. Эти билеты не были зарегистрированы в установленном порядке и, как позже выяснилось, были поддельными.
Незадолго до майских каникул начальник Лицензионного управления Минтранса РФ Станислав Овчаренко провел пресс-конференцию, во время которой рассказал журналистам о принципах контроля со стороны ГСГА за чартерными перевозками туристов. Речь, в частности, шла о запрете на заключение договоров между авиакомпаниями и фирмами, не имеющими российской операторской лицензии. В качестве примера была приведена история с 17-часовой задержкой вылета чартерного рейса в Хургаду 19 апреля, заказчиком которого выступала авиаброкерская компания "Авиалинии ДТА", не имеющая ни своих самолетов, ни разрешений на коммерческую авиационную деятельность. Как сказал Станислав Овчаренко, в период майских праздников будет осуществляться особенно строгий контроль за выполнением авиакомпаниями своих обязательств перед пассажирами.
Директор по туризму "Авиалиний ДТА" Юрий Кузнецов на той же пресс-конференции отметил, что в связи с процессом перелицензирования туроператорских лицензий сегодня нет у большинства российских турфирм, но это не мешает им работать. "Авиалинии ДТА" также намерены продолжать свою майскую чартерную программу, но с новыми партнерами – "Дагестанскими авиалиниями" в качестве перевозчика и туроператором "Дип Тур" в качестве заказчика рейсов. Юрий Кузнецов сообщил, что на май "Авиалинии" запланировали порядка 25 рейсов в Хургаду, Шарм-эль-Шейх и Анталию.
Как стало известно, 17 мая ГСГА отстранила компанию "Дагестанские авиалинии" от выполнения международных чартерных рейсов из Москвы в связи с нарушениями авиакомпанией организации чартерных рейсов в период майских праздников. Разберутся ли контролирующие органы подобным же образом с компанией "Авиалинии ДТА", пока не ясно.
***
Грядет период летних отпусков, и никто из отдыхающих не застрахован от подобных "приключений". Что делать тем, кто попадет в такую же ситуацию, как наш корреспондент? Очевидно, уповать на самих себя, то есть иметь деньги на обратный билет, если вдруг турфирма окажется нечиста на руку. По возвращении вас ожидает судебное разбирательство и отсуживание денег. Второе, что советуют, кстати, сами туроператоры, – не летать за границу в "пиковые даты", на Новый год или майские праздники. Из-за большого наплыва туристов фирмы пытаются зафрахтовать всё, что способно летать и перевозить клиентов. Однако каким образом это будет происходить, компанию, взявшую у вас деньги, уже мало волнует. Обезопасить себя можно, оговорив заранее интересующую вас авиакомпанию и рейс, чартерный или регулярный.
...Пока мы парились в аэропорту Хургады, в памяти всплывала реклама советских времен: "Летайте самолетами Аэрофлота!". Надо признаться, что тогда она не казалась такой уж нелепой.
Москва давно мешает украинцам спроектировать подобное вооружение
Разговоры о завершении конфликта звучат все громче