Каннибал спасает негра:
Сам покушаю потом!

Безумная попытка реиркарнировать золотую эпоху экшенов. Фильм с абстрактной фабулой, ирреальными ситуациями, свирепыми врагами и ехидными шутками в духе Брюса Виллиса. И без самого Брюса Виллиса

Плохая компания (Bad Company)
США, 2002
Режиссер: Джоэль Шумахер
В ролях: Энтони Хопкинс, Крис Рок


Субтильный негр Крис Рок пятый год пытается стать главным черным комиком Голливуда. Амбиции вполне обоснованы. В США и Канаде Крис – звезда собственного комедийного ТВ-шоу, эдакий гуталиновый Петросян, и каждая половозрелая афроамериканка мечтает заиметь от него маленького кучерявого негритенка. А вот в кино Рок особенных вершин не достиг, хотя старается изо всех сил. То в "Догме" тринадцатым апостолом засветится, то в "Смертельном оружии 4" про педиков похохмит. Но его, бедолагу, снимают неохотно. Рок очень сердит. Очень. Ведь Рок заслуживает большего.

Седовласый Энтони Хопкинс седьмой год силится завязать с каннибализмом. Ролей на счету сэра Хопкинса больше, чем девиц у Дон Жуана. Хопкинс был злодеем, маньяком, героем. Хопкинс был капитаном, аристократом и даже президентом Никсоном. Хопкинс был всеми, и Хопкинс был везде. Но помнят его в народе исключительно как гурмана Лектера, большого охотника до жареной человечинки. Не много приятного в том, что тобой пугают детей и старушек. Да еще анонимные поклонники с завидной регулярностью присылают в подарок заспиртованные в баночках внутренности.

Немодный режиссер Джоэль Шумахер уж десять лет тщится вернуться в прошлое. Когда-то Шумахер умел снимать – и сделал лучший свой триллер "Клиент", историю про умного мальчика и бескорыстных адвокатов. Снял шедевр – и разучился. Бэтмены, Робины, детективы и солдатики, плоды последних десяти лет работы, славы Шумахеру не принесли. И в прокате по большей части провалились. К тому же, ровесники Джоэля (не говоря уже о сверхскоростных однофамильцах) давно выбились в гении или потухли совсем. А сам он где был, там и остался. Эдакий вечный середнячок.

Таким образом, вся, как на ладони, "Плохая компания" запросто умещается в одной фразе: два сердитых на мир актера и один недовольный топ-менеджер пытаются самореализоваться в двухчасовом комедийном триллере.

Каждый – по-своему.

Крис Рок уморительно оттопыривает губу, потешно взвизгивает, манерничает и вовсю заводит публику, не слишком часто вспоминая про архетип сотрудника спецслужб. Хопкинс, напротив, с видимым удовольствием вживается в роль спецагента неторопливого и убедительного, вальяжно расстреливая из шпалера славянских боевиков. Шумахер же беззаботно лепит блокбастер времен своего триумфа, по кусочкам, по сценам восстанавливая киноатмосферу начала 90-х, вовсю поддерживая немудреное действо пафосной музыкой, не к месту остроумными диалогами и тому подобными фоновыми элементами.

Причем у каждого в отдельности получается замечательно. Но желания в "Компании" не синхронизированы и вместо ладной мелодии сливаются в какофонию. Лебедь, рак да щука, ей-ей!

Самое тягостное впечатление, из-за которого западные критики порвали "Компанию" на британский флаг, оставляет, конечно, сюжет.

Черный негр темной ночью умер на улочках Праги от пули неизвестного террориста. Негр был агентом ЦРУ и должен был выкупить ядерный чемодан у опального русского генерала. Без негра сделка не состоится и саквояж перехватят вездесущие бинладены. К счастью, у Соединенных Штатов Америки есть совершенно идентичный негр (Рок), умница и раздолбай, которого можно поймать, посулить $100.000 и выучить на убитого сотрудника. На всё про всё – неделя и бывалый опер Оукс (Хопкинс), тертый и крутой.

Дальше следует самая насыщенная подборка клише из всех, что вы видели за последние пару лет. Черный полицейский грязно собачится с белым полицейским. Русские генералы и их подельники с советскими кличками типа "Молот" промышляют проституцией и распродажей ядерных зарядов. Агент мертвый и агент живой оказываются вдруг единоутробными братишками, разлученным в лучших традициях худших любовных телесериалов (Крис Рок, однояйцевый близнец умерщвленного в Праге Криса Рока, смотрит видеозаписи с Крисом Роком и возбужденно замечает: "ЧЕРТ! ДА ЭТО ЖЕ Я!"). Тикающая бомба отключается за доли секунды до детонации. Добро побеждает. Все шустро брачуются. И проч.

Воспринять это скопом, без предварительной подготовки, совсем не просто. Поэтому штатовские обзоры, беззлобно покаламбурив на тему названия, останавливаются на рейтинге от B до D-. То есть, с троечки на четверочку. Но это они зря.

"Компания" – фильм вполне благопристойный, и неловок лишь тем, что не вписывается в мейнстрим. "Компания" – не боевик новой волны, до титров набитый хай-теком спецэффектами под "Матрицу" и Джона Ву, а попытка реинкарнировать золотую эпоху экшенов. Фильм с абстрактной фабулой, ирреальными ситуациями, свирепыми врагами и ехидными замечаниями в духе Брюса Виллиса.

Другое дело, что нет Брюсов Виллисов в своем отечестве. Были, да вывелись.

Но Шумахер, Хопкинс и Рок в этом, право слово, не виноваты.


Смотрите с 20 июня в сети кинотеатров "Империя кино".

Выбор читателей