Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Например, 6,3% москвичей вообще не слышали о предстоящем развлечении, хотя, повторяю, не сообщал об этом по несколько раз только очень легкомысленный источник информации. Но это не самое смешное. Вдумайтесь: целых 2%... затруднились ответить, знают они что-нибудь о предстоящей переписи или нет. Воля ваша, а я не понимаю, как можно затрудняться с ответом на вопрос: "Знаете ли вы?". Тут так: либо знаешь, либо не знаешь. Добро бы не могли сказать об осведомленности своих родственников. Но, господа! Это ж сколько выпить надо, чтобы даже своя собственная осведомленность оказалась под сомнением? Радует лишь малая доля сомневающихся в этом простом, казалось бы, вопросе. Перейдем, однако, к более сложным. (Обратите внимание, как растет доля затруднившихся с ответом по мере нарастания сложности вопроса.)
77,9% жителей столицы намерены принять участие в переписи населения. И это радует. А вот категорически отказались быть посчитанными 8,3% респондентов. Значит, как бы ни была точна перепись, как бы честны не были участвующие в ней, полностью объективную картину мы всё равно не получим – потому что эти 8,3% отказались от участия в ней. А это, между прочим, в численном выражении немалая доля наших граждан. Однако переходим к основной части интриги. Не определились с ответом на этот вопрос 13,8% опрошенных. (Чувствуете нарастание замешательства?)
43,5% тех, кто намерен участвовать в переписи, предпочитают принять переписчика в комфортабельных домашних условиях – видимо, пропаганда пусть лишь отчасти, но сделала свое дело. Однако радоваться рано: 36,7% в дом пускать чужих не будут и пойдут в участок. Ладно, хоть сами пойдут – и то славно. А теперь продолжим нагнетать страсти: затруднились с ответом на вопрос о месте встречи 19,8% респондентов. (Редеют ряды уверенных, и апофеоз не за горами.)
Теперь несколько слов о тех, кто отказывается принимать участие в общероссийском мероприятии. 6% отказавшихся "отмазались" проблемами семейно-возрастного свойства ("буду отсутствовать в городе", "я старый, ничего не пойму" и т.п.). В этом смысле стариков действительно можно понять – запуганные десятилетием кровавой, с позволения сказать, демократии, они заслужили, как минимум, покой. А вот отсутствующие в городе должны бы знать, что переписные участки будут существовать не только на территории Москвы, но и за ее пределами. Даже за границей наверняка будет организовано нечто подобное при консульствах (надеюсь, отъезжающие за границу не забудут о благоразумии и встанут там на консульский учет, а то, знаете ли, бывали прецеденты, когда не учтенный в российском консульстве российский же гражданин, оказавшись в кризисном положении, долго-долго не мог получить от родной страны официальную помощь).
7,5% отказников мотивировали свое решение принципиальным нежеланием сотрудничать с государством. Обратите внимание, как четко сформулирована антитеза: не буду из принципа. На мой взгляд, это наиболее честно выраженная точка зрения. Все остальные "да я не могу", "да я не знаю" – не более чем производные вот от этого основного: не хочу – и не буду. Естественно, что таких товарищей мало. Честных людей вообще очень немного. 10,4% отказавшихся обосновали свое решение боязнью попадания информации в хищные ручонки криминальных структур. Тоже честно, не спорю. Но, простите, глупо. Информация о 140 без малого миллионах человек может заинтересовать серьезные криминальные структуры только в смысле тенденций, а тенденции они проследят и без 10,4% "отказников". Несерьезным же "криминальщикам" такая тема банально не по зубам.
11,9% респондентов, ответивших "нет", мотивируют свое нежелание участвовать в переписи из опасений, что собранная информация будет передана в налоговую инспекцию, ФСБ и прочие, не менее привлекательные организации. Ну, тут можно сказать двояко: либо человек лжет самому себе (поскольку никто не собирается требовать от него документальных свидетельств предоставленной им информации, и во время заполнения анкеты можно назваться хоть Васисуалием Подпуповинным, проживающим под газопроводом Уренгой–Помары–Ужгород, с доходом ноль целых ни одной десятой копейки в год), либо он плохо информирован. Если он плохо информирован, пусть смотрит предыдущее предложение, если хорошо – пусть (ради сохранения своего лица) сменит свою точку зрения хотя бы на то же самое принципиальное несогласие. Тут ведь (с переписью) вопрос, в основном, такой: нам (сиречь нашему государству, в первую очередь) необходимо знать, сколько в нашей стране проживает народу. А уж сокрыть свои доходы или не стоит – дело сугубо личное.
Ну, идем дальше. 22,4% отказавшихся участвовать в переписи говорят, что само мероприятие – бессмысленное и ненужное. Вот это они, конечно, зря. Перепись, уважаемые, нужна. Во-первых, как было сказано выше, для того, чтобы знать количество населения. Количество же населения необходимо знать по нескольким причинам. Для начала – тенденции: в каких городах населения стало меньше, в каких – больше; какова динамика бегства сельских жителей в города; сколько у нас детей; сколько стариков; сколько женщин детородного возраста; чем все эти личности примерно занимаются... Это лишь малая часть вопросов, на которые можно получить хотя бы приблизительные ответы в ходе переписи населения. Так что уважаемые господа сомневающиеся совсем не правы, не желая участвовать в столь важном государственном мероприятии.
Однако вернемся к нашей интриге. 41,8% не желающих предоставить государству данные о своем существовании... правильно, затруднились мотивировать свое решение. (Вот она, лебединая песня: не пойду, а почему – сам не знаю!)
Меня можно упрекнуть в определенной подтасовке: если не желающих переписываться так мало в принципе, то 41,8% от них составит всего-то около 4% всех опрошенных. Правильно. Однако в данном случае важна тенденция. А тенденция, как говорилось выше, такова: чем сложнее вопрос, тем труднее мотивировать свой ответ. Негативная же позиция в вопросах, подобных переписи, всегда сложнее позитивной, поскольку отражает собственный, не навязанный пропагандой взгляд на вещи. Иными словами, когда человек говорит, что согласен принимать участие в переписи, тут бабка надвое сказала: то ли он сам такой сознательный, то ли на него государство повлияло. А вот когда человек отказывается участвовать в таких делах, это уже гарантированно его собственная позиция. И вот ее-то и следует обосновать.
Теперь смотрите, как получается: более или менее внятно обосновать свой отказ могут лишь чуть больше половины опрошенных, из которых более 35% (по первому взгляду, что называется, без калькулятора) лепят откровенную чушь о якобы криминальных структурах, ФСБ, налоговой инспекции и т.д. И только 7,5% (!) прямо и внятно заявляют о мотивах своего поведения. Иными словами, четко и ясно обозначают свою личную позицию по этому вопросу.
Жаль, что социологи не догадались включить в опросник пункт о причинах согласия на участие в переписи. Это, скорее всего, дало бы еще большую пищу для размышлений. Действительно, порой бывает очень трудно отделить свое собственное мнение от мнения, полученного в результате умелой агитации.
Честно говоря, результаты, на мой взгляд, неутешительны. Да, население знает о переписи. Да, оно в большинстве своем готово принять в ней участие. Но... создается, знаете ли, такое впечатление, что руководит людьми по большей части не понимание гражданской ответственности перед государством (ответственности тем более добровольной, что наше государство, в отличие, скажем, от Польши, отнюдь не потащит переписываться в принудительном порядке), а безразличие и стадный инстинкт. Дескать, все пойдут – и я туда же. Зачем? – А какая разница?
Москва давно мешает украинцам спроектировать подобное вооружение
Разговоры о завершении конфликта звучат все громче