Псевдостриптиз на голубых экранах

Нагиев ворвался в телеэфир с совсем уж отмороженным представлением. Но дело даже не в одиозных героях "Окон", а в зрителях, готовых с пеной у рта обсуждать эротические проблемы ближнего

Мне вообще симпатичен такой питерский актер – Дмитрий Нагиев, еще со времен невзоровского "Чистилища", где он сыграл самого злого, какого возможно представить, но по-своему привлекательного полевого командира-чеченца. Недавно в шоу на НТВ Нагиев здорово "опустил" фальшивую Юлю Меньшову – кто видел, думаю, проникся его злобным обаянием. Да и их с Сергеем Ростом программа "Осторожно, модерн" на СТС, где ребята выступают в роли всех персонажей сразу, тоже очень даже ничего. Местами. Раз на раз не приходится, но все же смешная штука. Там Рост выступает еще и в качестве сценариста, оставляя Нагиеву самые лакомые куски и возможность покривляться вволю... Что и говорить, у этого приятного во всех отношениях артиста-плейбоя есть своеобразное обаяние и несомненный сатирический талант. Правда, их же с Ростом вечернее ток-шоу на ТНТ – довольно утомляющее зрелище, слепленное по самым допотопным лекалам и не очень профессионально срежиссированное.

А не так давно Нагиеву предложили стать ведущим нового разговорного проекта "Окна", что он и сделал с удовольствием. Ничто так не привлекает артиста, как возможность стать звездой телеэкрана. Пока "Окна" открывались на дециметровом канале, я молчал. Ну мало ли, что показывают на СТС, тем более у многих канал вообще не ловится. Но потом реклама этого замечательного телепредставления замелькала на шестой кнопке...

По моему скромному мнению, "Окна" с Дмитрием Нагиевым – апофеоз отечественного ноу-хау на ниве телевизионного заигрывания с аудиторией. Как это делается на Западе, ребята узнали из закупленных в свое время программ РЕН-ТВ, типа "Опра" – самого знаменитого шоу Америки от самой богатой журналистки г-жи Уинфри. Там ведь оно как – сотни редакторов ищут, сбиваясь с ног, всяческих готовых прилюдно раздеться персонажей. В переносном смысле раздеться, конечно, политкорректность же и все такое, нам пока недоступное. И если их публика вдруг заподозрит неладное, ну, типа там актеры вместо реальных представителей "из народа" – будет серьезный скандал и никакие рейтинги не спасут от финансового краха.

Не так у нас. Отечественное телевидение пошло на риск и придумало свою фишку уже давно. Подставными фигурами пользуются почти все отечественные шоу-мены. Этим грешит и "Большая стирка" на ОРТ, и воплощение безвкусицы "Моя семья" на РТР, не говоря о постоянно возникающих и пропадающих ток-шоу на других каналах.

И вот Нагиев врывается в телеэфир с совсем уж отмороженным представлением. У него все без исключения персонажи – липовые, что твои лапти. "Окна" грешат абсолютным числом совершенно невменяемых героев с плохо заученными ролями на единицу времени. За 40 минут проходят аж по три сюжета, которым в обычных для такого рода передач посвящается один конкретный эфир. Скажем, за первые 15 минут в студии раздевается актриса-стриптизерша, затем мама обвиняет сына в том, что он сожительствует с ее бывшей одноклассницей, ну и что-нибудь еще столь же захватывающее зрительское воображение, типа папа ушел жить к падчерице. Причем никого как бы не волнует, что там на самом деле происходит в жизни людей, поскольку даже ведущий не очень старается скрыть то простое обстоятельство, что не было задачи хорошо играть. Это никому не нужно. Нашел редактор (кстати, в титрах их какое-то немыслимое количество) нужную пару персонажей – не важно, актеры это третьесортные или просто полуграмотные люди с улицы, готовые нести что угодно, лишь бы их показали по телеку, – всё, дело сляпано. Весь упор делается на то, что в результате будут говорить принявшие такие правила игры зрители, как поведет себя Нагиев и вообще, "что люди скажут" по обе стороны экрана.

Честно говоря, я, как бывший редактор одного из ток-шоу на НТВ, не могу представить, чтобы мои шефы даже заподозрили журналистов в том, что мы разучиваем с героями сценарий по ролям. Это означало бы полное фиаско, особенно если передача идет в прямом эфире (чего, слава Богу, у меня не было), и немедленное увольнение без выходного пособия. Но времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. Теперь публике предлагается, с одной стороны, подглядывать за отправлением естественных надобностей в так называемых reality show, а с другой – обсуждать пошленькие фантазии (пускай и имеющие аналоги в жизни) акул-телевизионщиков.

Привести на программу реальных участников семейной драмы, в которой трещат нервы и люди сходят с ума, практически невозможно или... ну очень трудно. У последних нет мотивов для прилюдного стриптиза, и сколько там ни плати, ничего не выйдет. Однако проблема, оказывается, не в этом. Предположим, вы таки находите на просторах нашей необъятной родины энное количество неуравновешенных психически, готовых брякнуть в камеру всё что угодно граждан и гражданок. Чтобы из этого получилось хорошее шоу, необходимо еще их желание спокойно выслушать весь тот пошлый и ханжеский бред, который несут уже не подсадные, а реальные зрители в студии. А несут они такое, что волосы дыбом встают. Во-первых, все приглашенные в студию склонны учить жизни. Они гневно обличают человеческие пороки, в чем им весьма неумно и не смешно подыгрывает ведущий, встающий в позу всепрощающего мудреца, реализуя психоаналитическую роль Взрослого, навязанную ему сценаристами этого немыслимого эксперимента над вкусом. Кроме того, нещадно эксплуатируется страсть к полосканию грязного белья и навешиванию ярлыков.

Ну, скажем, псевдосын влюбился в псевдоподругу матери, естественно, старше себя на то количество лет, что нужно для полового созревания и воспроизводства потомства. Девять из десяти откликов в зале – махровый шовинизм, на уровне "ну погляди на нее, она ж СТАРАЯ!". Есть еще "наивная" часть публики (в основном молодежь), оправдывающая эти убогие попытки решить чужие проблемы, например, всяческой романтикой, вычитанной в книжках. Им дают сказать слово, но их быстренько глушит всеведущий Ведущий словами: ну ничего, подсмотрим в другие "российские окна", там и не такое увидим. При этом разыгрывается тошнотворный спектакль, когда мамаша выкладывает перед сынком якобы какое-то письмо, где подруга клянется отомстить ей за увод любовника в их беспокойной юности, и сынок в гневе уходит за кулисы, чтобы через три минуты сесть на свое место со словами "пардон, погорячился маленько". Господи, неужели подобную пародию на жизнь собирались запустить на всю страну?

Про настоящий, с голыми грудями и задницей, стриптиз в дневном эфире я уж молчу; сейчас прокурорам и цензорам не до того, они заняты реализацией исков активистов "путинюгенда" к известным писателям.

В общем, хочется сказать: молодцы, ребята. Придумали всё верно, эксплуатируете страсть населения к проблемам ниже пояса и способность обсуждать это даже тогда, когда на сцене кривляются актеры-непрофессионалы и все это знают.

Обидно. Во-первых, хорошие кадры (тот же Нагиев) топят свои таланты в дерьме. Во-вторых, аудитория приучается к вранью и пошлости уже на уровне сценарного замысла, когда по умолчанию ясно – дело не в героях передачи, а в эксгибиционизме зрителей, готовых с пеной у рта обсуждать эротические проблемы ближнего, как это делают обычно бабки на завалинке. Подобное шоу превращает в бессмысленное быдло в миллион раз больше народу, чем все современные писатели-концептуалисты вместе взятые.

Господа хорошие, продюсеры и иже с ними! Не надо выдумывать свои ноу-хау, стопроцентно ухудшающие иностранные образцы. Не можете создать действительно захватывающее шоу, пригласить тех, кого будет всем интересно увидеть, – не идите по пути наименьшего сопротивления. Это смертельно опасно для отечественного телевидения. Это распад и деградация. Не отравляйте наши и без того круто запаренные мозги. Вам же потом хуже будет: кончится запал – и никто вообще ничему верить не станет. Никогда.

Выбор читателей