Матка бозка, киберпанк!

Немного стилистики восточно-европейского соцреализма, приправленного длинными кадрами, спертыми у Тарковского, плюс модная тема о виртуальной реальности и слабая попытка взять реванш у "Матрицы"

Авалон (Avalon)
Япония, 2001
Режиссер: Мамору Осии
В ролях: Малгожата Форемняк, Владислав Ковальски, Бартек Свидерски, Дариуш Бискупски


Азиатское кино идет впереди планеты всей, однозначно. А данный конкретный фильм – особенно. Это ж надо додуматься, чтоб снимать польских актеров в японском фильме, да еще по лекалам соцреализма!

Там, значит, такое дело. Кто смотрел "Матрицу" или "eXistenZ" Кроненберга, а также играл в "Mortal Combat" или там "Counter Strike", могут не беспокоиться о сюжете. Для остальных расскажу. Девушка Ash – самый что ни на есть крутой геймер во Вселенной. Она мочит врагов на 12-м уровне, да так, что никто не может ее найти; она – тайный агент собственных фантазий. В мире все запрограммировано так, что грань между реальностью и фантазиями компьютерных игр практически стерта еще на первом уровне. На высших говорить не приходится – там полнейшая деперсонализция и дереализация, так что у девушки крыша едет. Она снимает с себя шлем и выпадает из игры лишь для того, чтобы прикупить в баре оружия и снова отправиться на поиски врагов в матричные миры. Вот, собственно, и вся коллизия. В конце концов ее черно-белый (вернее, снятый с применением коричневых светофильтров) мир пересекается с якобы реальностью, в которой все оказывается таким же ирреальным, как и в игре "Авалон".

Тут же вынужден разочаровать потенциального зрителя. Если у вас достаточно терпения, вы богаты настолько, чтоб запастись самым большим пакетом попкорна или взяли места для поцелуев – скатертью дорога в кинотеатр. Если нет – приготовьтесь к испытанию.

В первых десяти кадрах на экране будут оживать картинки из компьютерных игрушек, действительно приличного качества. А потом – амба. Начнутся стопудовые страдания польской актрисы, примерно часа на полтора. Она будет ходить, есть, спать, блевать, кормить собачку, многозначительно вздыхать и всем своим видом изображать человека, попавшего в психическую зависимость от машинных кодов. На пути ей попадутся всякие польские товарищи по несчастью, но зачем и почему они вставлены в ленту – одному режиссеру известно. Нет, вру – чтоб мы догадались: не одинока в своих проблемах вышеозначенная героиня, все мучаются от компьютерной горячки, а многие не выдерживают и помирают от мнимых выстрелов в упор из искусственного оружия.

Под самый финал действие опять проснется, появится несколько спецэффектов, и всё кончится, как и положено – никак. Какие-то призраки, убитые негодяи, мигрирующие между миром цифр и видео, между снами и бодрствованием будут наказаны, но кто чей и зачем всё было – понятно только самым жестоким фанатам этого самого киберпанка.

Как бы там ни было, с чисто кинематографической точки зрения "Авалон" совершенно беспомощен. Ни попытки что-то выдавить из себя со стороны актеров, ни каких-либо захватывающих сцен, ни даже простого драйва, ожидаемого от такого рода кино, здесь нет. Эксперименты с длинными кадрами и крупным планом захлебнулись лет 50 назад во французской волне. Есть, правда, версия, что Мамору Осии, кстати, известный специалист по киберпанку, решил сделать одинаковые картины на эту тему в самых известных стилях мирового кино. Вот, скажем, восточно-европейский многозначительный и занудный соц-арт 60-х...

Кажется, что сама киберпанковщина как идея, столь блестяще реализованная в "Матрице", в кино себя изживает. И "Авалон" – сплошное разочарование для любого хоть сколько-то не продвинутого в киберделах зрителя.

Наверное, в Японии таких фильмов навалом и можно себе позволить никчемную многозначительность, рефлексируя по поводу сотен увиденных лент и всяких там специфических комиксов, развести пургу на восточно-европейской ниве и вообще оттянуться в стиле раннего Кавалеровича пополам с Вайдой. Но зачем снабжать это бесконечными трескучими кадрами с бегущей компьютерной строкой, тем более что очевидно: в будущем столь устаревшая технология отомрет?


Составить собственное мнение о фильме можно в кинотеатре "35 ММ".

Выбор читателей