Несколько лет назад Блэкмор заявил, что "завязал" с хард-роком. Его стиль пытались копировать многие гитаристы, но удалось это единицам. Одним из достойных последователей стал Стюарт Смит
Heaven and Earth – "Windows on the World" (2001)
На басу – не Гловер (Marvin Sperling), барабанит не Барджи (Richie Onori), клавиши ведет однозначно не Лорд и даже не Розенталь (Arlen Schierbaum), поет тоже как будто не Тернер (Kelly Keeling), но всё то время, пока идет первый трек "Dogs of War", почти нереально избавиться от возникшего ощущения deja vu: из всех клонов Rainbow, возникших за последние несколько лет,
Heaven and Earth – одно из самых достоверных приближений к прототипу. Лидер проекта, гитарист Стюарт Смит (Stuart Smith) в компании означенных товарищей (тех, чьи имена пропечатаны в скобках) на протяжении почти всей пластинки с огромным успехом играет на струнах душ многочисленных ностальгирующих "блэкмористов", поникших духом после лицезрения своего кумира
в роли аккомпаниатора на лютне при белокурой музе... Смит прекрасно понимает неотвратимость сравнения с "самим" Блэкмором, сознательно используя Fender Stratocaster той же серии, те же "примочки" и мастерски имитируя знаменитую "проковыривающую" соло-манеру Ритчи, не опускаясь, впрочем, до прямых заимствований. К финалу композиции в качестве версии deja vu остается выбор между "Fire Dance" или "Gypsy’s Kiss"... На первом альбоме
Heaven and Earth таких "матрикатов" было куда меньше, зато обложка растекалась благодарностями в адрес Блэкмора (друга, учителя, вдохновителя). Или это ребята только так шутЮт? – последующий трек "Worlds Apart" изливает на головы возрадовавшихся было слушателей целый ушат бабблгам-рока, содержащего изрядную долю типично американских гармонических стандартов. Да нет, дальше все более-менее "в струе" – "If Only Love", "Prisoner" или "Away From Farm" добросовестно выдержаны в стилистике Rainbow’81-83. Необходимый процент "медляков" также соблюден – "Broken Arrow" и "Through Your Eyes" вполне способны расплавить холодные девичьи сердца, с учетом тембра вокалиста как некоего среднеарифметического между Тернером и Гилланом. Первая больше похожа на редкий блюз от Deep Purple, во второй цепляет обалденное гитарное соло... но типично американские трехголосные подпевки здесь лишние. Собственно, на этом славословия завершаются – как уже говорилось, это еще один качественный клон. Кстати, как вам название? Скромняга Смит, похоже, не без иронии именует свою команду Heaven and Earth ("Небо и Земля") – мол, нам до Блэкмора, как до неба, – но скромничает он, наверное, зря. До Радуги ему – рукой подать!
(****)
Lucifer Was – "In Anadi’s Bower"
Под названием Lucifer Was группа музыкантов из Норвегии играла с середины 70-го по конец 74-го. Поскольку в составе ансамбля помимо традиционного арсенала присутствовали сразу две флейты, неизбежно сравнение с Jethro Tull, и действительно, первый диск этих "Люциферов" и получился почти таким же, отличаясь разве что более жестким саундом. Зато альбом "In Anadi’s Bower", к удивлению тех, кто ожидал услышать очередную порцию псевдо-"Талла", на две трети состоит из композиций, напоминающих Scorpions времен "In Trance" – сходство потрясающее, особенно если принять во внимание вокал: высокий и часто сдвоенный в терцию. Плюс типовые ритмические и мелодические решения ("Behind Black Rider", "Legends Waiting"), а баллада "Darkness" вообще могла бы ввести неискушенного слушателя в заблуждение: когда это Scorpions последний раз духовыми баловались?.. По сумме факторов, диск скорее понравится любителям ранних "Скорпов" (не забывайте, впрочем, и о флейте); мне это слушать было занятно. К слову, а ведь норвежские музыканты пришли к такому звуку хронологически несколькими годами раньше своих гораздо более именитых германских якобы "последователей"!
(***)
Константин Никольский – 50 (Юбилейный концерт)
Пластинка, которая менее всего нуждается в каких-либо рецензиях: песни Константина Никольского еще в начале 80-х наизусть знала вся страна – как ни крути, самые лиричные номера "старого" "Воскресения" были созданы именно им. С тех пор минуло двадцать лет; за это время сольная дискография Никольского пополнилась всего тремя (пиратские и официальные сборники не в счет) альбомами – два номерных "Я бреду по бездорожью..." ('93), "Один взгляд назад" ('96), да выступление 1994 года "Романов – Никольский" в помещении театра Натальи Сац. Теперь к ним добавился еще один – запись с юбилея, сегодня уже история... Несмотря на то, что в одном из интервью Никольский как-то обмолвился, что всю жизнь мечтал играть в Rolling Stones, обе его студийные пластинки по звуку здорово "догоняют" Dire Straits образца "Love over Gold". Концертные версии большей частью не слишком отдаляются от канонических, а малоизвестных песен там исполнялось немного... таким образом, если вам не посчастливилось оказаться в 2001-м на юбилее Музыканта в ГЦКЗ "Россия", сей диск вроде бы и ни к чему. Впрочем, существует и иная точка зрения – очень для многих Никольский был и остается самым любимым российским рок-бардом, а теплая, почти домашняя атмосфера концерта сохранилась и в записи... Главная причина, по которой пластинка попала в обзор, – полгода назад, когда только появился первый "дорогой" тираж, жаба душила отдать за двухплитный CD почти 650 рэ. Не так давно диск был повторен уже в общедоступном варианте – примите к сведению.
(****)