Прослушивание нового сольника Джона Пола Джонса повергнет ортодоксальных "цеппелинистов" в ужас, зато всем "прогрессивщикам" эта работа должна прийтись по вкусу
John Paul Jones – "The Thunderthief" (2002)
Ему уже 56... право же, мало кто сегодня мог ожидать от прославленного цеппелиновского басиста такого мощного прог-альбома, да еще изготовленного почти в гордом одиночестве (John Paul Jones: почти все инструменты; плюс весьма напористые барабаны от Terl Bryant, плюс еще несколько персоналий разной степени весомости). Впрочем, Джонс еще во времена Zeppelin тяготел к арт-року, однако в группе часто оказывался в тени Пейджа и Планта. Зато здесь на полет фантазии уже никто и ничто не давит. Колоссальный опыт музыканта и продюсера с учетом всех последних течений
прогрессива скорее выглядит неожиданным джемом King Crimson второй реинкарнации в компании с внезапно окультурившейся ритм-секцией Iron Maiden: рельефная, "слэповая" бас-гитара лишь в отдельные моменты напоминает о славном хард-блюзовом прошлом Джона. "Кримсон" всплывает в памяти тоже не случайно: гитарное соло на "Leafy Meadows" выпилил коллега Фрипп, да и орнамент извилистых лозосплетений на обложке диска не просто так перекликается с оформлением многих последних фрипповских проектов... Заглавная "The Thunderthief" – химический хард-н-джаз; подзаводит сразу, с первых тактов: такой абсолютно правильный хаос... Гитарной псевдоэтникой на разные голоса переливается вступление к "Hoediddle", оборачиваясь позднее мемуарами по уже никогда не написанным вещам LZ; два одновременно солирующих Джонса-гитариста (по одному в каждое ухо) заморачивают искушенного слушателя до состояния полуотпада. Островок релакса – баллада "Ice Fishing at Night" интересна прежде всего тем, что являет нам Джонса с еще одной стороны – как авангардного пианиста. Гипнотический блюз "Daphne" и еще один плотный трек "Shibuya Bop" – вновь шарахающаяся в безумии гитара, словно напуганная содрогающимся в конвульсиях басом. Не исключено, что прослушивание диска у ортодоксальных "цеппелинистов" может вызвать состояние, близкое к обмороку, зато всем "прогрессивщикам" эта новая работа придется явно в кассу. Резюме: не стареют душой ветераны...
(****)
Porcupine Tree – “Metanoia” (1998/2002)
В диск включен материал двух 10-дюймовых виниловых EP, изданных в 98-м для членов фэн-клуба Porcupine Tree ограниченным тиражом 1000 копий. Беглый взгляд: "Metanoia" – производное от "metan" и "paranoia", типа токсикоманы-"дикобразники" нанюхались метана до глюков и случился у них потому навязчивый приступ творчества. Удачное совпадение дизайна обложки диска с содержанием: длинные, затянутые композиции, в равной степени кажущиеся обновленными версиями очень-ранне-флойдовской "кислоты" и сваливающиеся в откровенное занудство. Размеренно фуззующая туда-сюда гитара, гипнотизирующая перекличка перкуссии, мелодии с "восточным" привкусом – и так на протяжении большей части альбома. Записывалась эта радость раз от раза параллельно с альбомом "Signify" (1996), однако сведена в итоге монолитно. Помимо прочего, в CD включены два additional tracks, но и они не особо выделяются на фоне облаков фиолетово-розового тумана. При кажущемся стилистическом "неформате" диск может прийтись по вкусу и любителям псевдоэтники, охочим до релаксации: здесь много заранее просчитанных импровизаций (но – не ярких запоминающихся мелодий), а посему гармонизированный шум, доносящийся из динамиков, абсолютно не препятствует плавному течению мыслей. Если, конечно, имеется потребность в оном...
(***)
Аида Ведищева – "Где-то на белом свете..."
Как говорил товарищ Саахов: "Нет, слющ, абыдно, да?". Наверное, это и вправду обидно: "гайдаевские" комедии все смотрели раз по сто, но спроси сегодня (особенно тех, кто помоложе), кто в "Кавказской пленнице" поет песенку о медведях, наверняка получишь в ответ стереотипное: "а разве не сама Наталья Варлей?". Жаркое танго Светличной ("Помоги мне!") в "Бриллиантовой руке" тоже помнят все, правда, здесь зрители во мнениях уже не столь едины. А правильным в обоих случаях ответом будет – Аида Ведищева. Это сегодня не все помнят "советскую Эдит Пиаф", а в конце шестидесятых билеты на ее концерты расходились за несколько дней. Неоднократные победы на телевизионных конкурсах, миллионные тиражи пластинок на "Мелодии" (шлягеры тех лет: "Гуси-гуси", "Если б я была тобой", "Будь со мною прежним") – но настоящая слава обрушилась на исполнительницу после выхода гайдаевских кинокомедий; позднее еще одна кинопесня – "Лесной олень" по популярности превзошла даже "Медведей"... Изначально записанные для к/ф "Белый рояль" песни "Дорожная" и "Я буду ждать тебя" позднее также входили в концертный репертуар Ведищевой. А еще были "Старый сад", "Смешной паренек", "Все в мире как вчера" – тогда они звучали на всех танцплощадках страны... Большинство хитов того времени и составили основу юбилейного альбома певицы.