Четыре года без дефолта

Правительственная позиция "нефтяного дрейфа" приведет к тому, что вместо обещанного устойчивого роста ВВП страна получит банальный спад со всеми социально-политическими последствиями

Доброго вам дня и удачной рабочей недели.

Прошедшую неделю бесспорно можно назвать юбилейной. Она ознаменовалась очередной, четвертой по счету годовщиной печально известных событий, начавшихся 17 августа 1998 г. Тогда, четыре года назад, грандиозным экономическим кризисом завершился целый этап постперестроечного развития новой России, поделив новейшую историю на "до" и "после". Сегодня с некоторой осторожностью можно констатировать, что именно в то время завершился целый исторический период "дикого капитализма" и первоначального накопления капитала. Он принес с собой целый букет свойственных ему, но неизвестных доселе рядовым россиянам явлений, таких как бесконтрольный передел собственности, финансовые пирамиды и грандиозное расслоение общества.

Тем не менее, нельзя сказать, что все то, что происходило в стране с начала 90-х до "рокового августа", носило исключительно негативный характер. Именно в те годы были заложены основы рыночных отношений и началось формирование рынка капиталов. Нельзя сказать, что большинство россиян испытывает особую ностальгию по тем временам. Ко всему хорошему, принесенному ими, мы давно привыкли и считаем эго делом обыденным. Склонять же перешедшие оттуда проблемы и недостатки можно неопределенно долго.

Одним словом, очередная "дата" для большинства россиян и в этот раз не озарилась лучиком оптимизма. Так, согласно опросу ВЦИОМ, 40% опрошенных убеждены, что страна еще долго не сможет оправиться от последствий кризиса, а порядка половины респондентов уверены в скором повторении событий августа 1998 г.

Надо заметить, что настроения, господствующие среди народных масс, зачастую реально отражают истинную картину происходящего, что не раз подтверждалось историей. На сей раз общеэкономические ожидания населения продолжают развиваться по стагнирующей модели, что, по мнению исследователей, в целом согласуется с динамикой современной экономической конъюнктуры.

Однако августовский пессимизм заметно убывает по мере приближения к Дому правительства. Более того, на Краснопресненской набережной и Неглинке (центральный офис ЦБ) вектор общеэкономических настроений начинает резко менять свое направление в сторону оптимизма. Так, одобренными правительством "на ура" оказались два основополагающих документа, посвященных основным параметрам экономического развития страны. Это ЦБ-шные "Основные направлений денежно-кредитной политики" и прогноз социально-экономического развития страны на 2003-2005 гг., подготовленный Министерством экономического развития и торговли (МЭРТ). Как известно, ранее взгляды геращенковского Центробанка и касьяновско-грефовского блока на экономические перспективы заметно расходились, что являлось поводом для трений и конфликтов. На сей же раз позиции сторон оказались на редкость единодушны (возможно, сказалась смена власти в ЦБ и ослабление его самостоятельности).

Глава Центробанка Сергей Игнатьев достаточно бодро заявил, что последствия дефолта 1998 г. в России полностью ликвидированы. "Никаких рисков возвращения подобной ситуации в ближайшие годы я не вижу", – сообщил главный банкир. Посему Банк России намерен считать своей основной задачей развитие финансового рынка, расширение инструментов рефинансирования и стерилизации денежной массы. ЦБ РФ четко дал понять, что период его противостояния с Белым домом и Охотным рядом по глобальным экономическим вопросам ушел в прошлое. Одним словом, Центробанк заметно умерил былые амбиции и предпочел сосредоточить основное внимание на своих непосредственных задачах. Возможно, оно и к лучшему...

Что касается другого основополагающего документа – правительственного прогноза социально-экономического развития страны на 2003-2005 гг., то он также оказался исполненным в более чем амбициозных тонах. Если верить этому документу, с нынешнего до 2005 г. в стране будет наблюдаться плавный и устойчивый экономический рост. В соответствии с прогнозом, в 2003 г. российский ВВП вырастет на 3,5-4,4%, в 2004 г. – на 4,3-5,5%, в 2005 г. – на 4,6-5,9%.

Прогноз представлен в виде двух вариантов, моделирующих различные сценарии развития событий в мировой экономике. Основными параметрами, к которым привязываются расчеты, являются мировые цены на нефть и темпы роста мировой экономики. В первом, пессимистическом варианте, средняя мировая цена на российскую нефть Urals составляет 18,5 $/баррель. При более благоприятной конъюнктуре нефтяные цены будут находиться в средних пределах 21,5-22,5 $/баррель.



Рост промышленного производства в России в 2003 г. составит 3,2-4,1%. При этом опережающий прирост производства предполагается в нефтедобывающей промышленности (4-7%), угольной промышленности (4-8%), машиностроении и металлообработке (5-6%) и промышленности строительных материалов (4-5%).

На заседании правительства было замечено, что кабинет министров намерен уделить серьезное внимание модернизации и техническому перевооружению производственных мощностей. На период до 2005 г. предусматривается внедрение в производство прогрессивных технологий, позволяющих сделать высокорентабельным процесс замещения импорта товаров на отечественном рынке. Эти меры, по мнению авторов документа, должны привести к росту объема промышленного производства в 2005 г. на 16-20% по сравнению с 2001 г. Предполагается, что в 2003 г. инвестиции в основной капитал в РФ вырастут на 6,3-7,5%, в 2004 г. – на 7,5-9%, в 2005 г. – 7,5-9%.

И все же, несмотря на всю свою амбициозность, представленный прогноз вызывает ряд сомнений и вопросов, ответы на которые так и не смогли представить его авторы из МЭРТ.

Прежде всего, сомнения связаны с тем, на чем, собственно, и базируются все расчеты, а именно на нефтяных ценах и темпах роста мировой экономики. Предположим, что первый параметр в значительной степени является следствием второго, при том, что эти темпы даже в более пессимистичном варианте кажутся завышенными. Высокая вероятность второй волны рецессии в США ближе к концу этого года в состоянии резко изменить экономические перспективы не только Америки, но и всего мира. Одним словом, говорить о полном преодолении экономического спада в мире пока не приходится. По всей видимости, завышенный оптимизм относительно темпов мирового развития связан с тем, что основные расчеты делались еще в начале года, когда скорое восстановление устойчивого роста в экономике США казалось очевидным.

Далее, не совсем понятно, что кроме внешнего спроса должно служить двигателем экономического роста в России. Если речь идет только о нем, то в случае неблагоприятного развития ситуации в мире под угрозой окажется и экономика России. Снижение внешнего спроса и инвестиций, вызванные ухудшением мировой конъюнктуры, легко могут сделать нынешние прогнозы невыполнимыми.

В прогнозе не сказано практически ничего о том, что влияет на рост экономики и не связано с внешней конъюнктурой. Во всяком случае, из документа не видно, какие конкретные действия собирается предпринимать государство для ускорения экономического роста. Пока видится лишь то, что оно и дальше намерено придерживаться позиции невмешательства в экономические процессы, избавляя себя тем самым от всякой ответственности за их последствия.

Исход такой позиции предрешен: это дальнейшее развитие сырьевой составляющей экономики на фоне сокращение технологического сектора с высокой степенью переработки. Несмотря на правительственные заявления о модернизации и техническом перевооружении производств, на деле просматривается обратная картина. Так, в соответствии с тем же прогнозом МЭРТ, сырьевая составляющая экономики должна будет существенно вырасти: к 2005 г. российские поставки углеводородного сырья на мировые рынки должны увеличиться на 20%. Производство нефти в стране увеличится до 400-425 млн. тонн против 348 млн. в прошлом году, то есть на 15-22%. А если учитывать, что при первом (более пессимистичном) варианте прогноза рост реального ВВП в 2002-2005 гг. составляет около 17%, то становится ясно, что добыча невосполняемого углеводородного сырья будет расти опережающими темпами.

Возможно, одной из причин планов наращивания нефтедобычи стало приближение очередных выборов. Не имея ни возможностей, ни желания каким-либо иным способом поддерживать социально-экономическую стабильность в стране, власти по обыкновению снова делают ставку на нефтегазовый экспорт.

В результате, мы опять приходим к неутешительному выводу, что правительство, как и раньше, не в состоянии обеспечить решающий перелом в развитии экономики страны. Оно по-прежнему наблюдает за тем, как эта экономика продолжает дрейфовать по волнам сырьевого рынка и мировой конъюнктуры.

Напоследок стоит заметить, что подобное поведение очень скоро может больно ударить не только по правительству, но и по всем остальным. Вероятность ухудшения ситуации в американской и мировой экономиках в конце этого – начале следующего года достаточно велика. А это означает лишь то, что конъюнктура мировых рынков, на которые завязана российская экономика, начнет неуклонно ухудшаться. В этой ситуации правительственная позиция "нефтяного дрейфа" приведет к тому, что вместо обещанного устойчивого роста ВВП страна получит банальный спад со всеми социально-политическими последствиями.

С новой рабочей неделей, господа!

Выбор читателей