Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
В 1552 г. русские войска, возглавляемые Иваном IV, взяли Казань после ожесточенного штурма. Взрыв городской стены в результате подкопа сыграл при этом существенную роль. Последний казанский царь Едигер отвергал все предложения сдаться; вызывающее поведение осажденных перед взятием Казани засвидетельствовано и письменными источниками. Угроза со стороны постоянно агрессивного Казанского ханства была устранена.
Курганов Н., Российская универсальная грамматика, Спб., 1769, с. 330.
15 октября 2002 г. исполняется 450 лет со дня взятия Казани и свободного распространения православия в Поволжье. После падения Казанского ханства было окончательно покончено со многовековым игом Золотой Орды на Руси.
Согласно официальной версии истории России, хан Батый в 13 веке испепелил русские города и веси и заставил русских князей платить татаро-монголам дань (ясак). Первая попытка вырваться из-под степного ига была сделана более чем через век, в 1380 году. Помните? Победа в Куликовской битве на поле между Доном и Непрядвой принесла московскому князю Дмитрию имя Донского. А за прошедшие с Куликовской битвы сто лет Русь, объединяющаяся вокруг Москвы, превратилась из данника, во времена Батыя исправно выплачивавшего ясак, в уверенного противника, способного дать отпор монгольской коннице. В 1480 году хан Ахмат, пришедший за данью к московскому князю Ивану III, после знаменитого "стояния на Угре" ушел ни с чем.
Обычно победой "без битвы" над ханом Ахматом и заканчивается история татарского ига на Руси. Но давайте будем более точны, следуя исторической хронике. По сути дела, последнюю точку в деле возвращения земель, оказавшихся под властью Золотой Орды, поставил знаменитым взятием Казани Иван IV Грозный.
Впрочем, сие – официальная история, следовать которой в наше время не модно. Многочисленные исследования, посвященные этой проблеме, утверждают, что никакого татаро-монгольского ига не было, просто русские князья пользовались татарской конницей для проведения междоусобных разборок. А то и просто – не было никаких русских князей, а Дмитрий Донской и Тохтамыш – одно и то же лицо. Потому нет нужды поминать добрым словом ни героев Куликовской битвы, ни воинов, павших при взятии Казани. Только верна ли такая позиция?
Немного сухих фактов. По данным, приведенным в работе доктора исторических наук, члена Петровской академии Б.Сапунова, "татары уничтожили около трети всего населения Древней Руси". В то время на Руси проживало около 6-8 млн человек, а погибло в налетах Орды не менее 2-2,5 млн. "Иностранцы, проезжавшие через южные районы страны, писали, что практически Русь превращена в мертвую пустыню, и такого государства на карте Европы больше нет". Русские летописи, "Слово о погибели Русской земли", "Повесть о разорении Рязани Батыем" и другие древнерусские тексты с подлинным трагизмом описывают ужасы, с которыми население Руси столкнулось в те времена. Археологические исследования показывают страшные следы налетов Степи на русские города. И я, русский по национальности человек, все же сняла бы шляпу, почтив память русских бойцов, погибших в боях с татарами.
Именно в Казани, где 450 лет назад с татаро-монгольским нашествием было покончено, существует место, где такой жест был бы уместен. После завершения осады в 1552 году погибших русских воинов похоронили в братской могиле на берегу р. Казанка. На этом месте царь велел построить монастырь Успения Пресвятой Богородицы. В 1559 году, из-за того, что почва под монастырем постоянно размывалась речной водой, монастырь перенесли на версту ниже, на Зилантову гору. А там, где была могила, поставили часовню, - первый в России храм в виде усеченной пирамиды.
Постановление Кабинета министров Республики Татарстан № 8 от 17.01.2001 г. "О передаче памятника архитектуры республиканского значения - памятника воинам, павшим при взятии Казани в 1552 году, в коммунальную собственность города Казани", по идее, должно было позиционировать архитектурное сооружение как ценность, требующую особого ухода. Однако администрация Казани не считает нужным ни восстанавливать памятник самостоятельно, ни передавать его Церкви для проведения реставрационных работ и организации служб.
Вряд ли причина кроется только в случайной прихоти казанских властей. Когда татарская национал-демократическая партия "Ватан" выступила с инициативой исключить День победы русских полков над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве из списка русских Дней воинской славы, со стороны руководства Татарстана прозвучало недвусмысленное одобрение. Формулировка противников прославления русского оружия и павших в битве воинов звучала следующим образом: празднование Дня победы русских полков над монголо-татарами противопоставит один народ другому и представит татар "внутренним врагом". Видимо, из тех же соображений храм, построенный в честь убитых воинов Ивана Грозного, до сих пор подвергается поруганию.
Однако речь идет не о национальной вражде, как это пытаются представить в Татарской республике. Отмечается же День памяти татар, погибших при взятии Казани войсками царя Ивана Грозного. Давайте будем справедливыми – надо и русскую доблесть помянуть добрым словом. Стоит вспомнить о том, что Казань – российский город, ставший таковым после того, как русские воины одержали ту самую победу 1552 года. Татарстан остается в составе Российской Федерации, если оставить в стороне выкрики националистических элементов о татарской независимости и об отказе от российского паспорта. Поэтому не нужно забывать тех, кто заплатил своей кровью за присоединение Казани.
Украинцы стали пушечным мясом для киевского режима