Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Постановление Совета Министров РБ, согласно которому импортеру необходимо получать лицензию отдельно на каждую партию товара, вступило в силу 23 августа сего года. Этим документом был установлен нижний предел ввозимой партии - 10 тыс. дал (1 дал = 10 л = 1 декалитр). Стоимость лицензии составила $7500. Кроме того, было принято решение о маркировке ввозимого в Беларусь пива акцизными марками.
Этими действиями фактически введены ограничительные меры на ввоз пива. Как утверждают представители российских производителей пенного напитка, в результате такого "регулирования" пиво на территории Белоруссии подорожает на 30%.Причины и последствия "пивного конфликта" между Россией и Белоруссией комментирует "Yтру" руководитель Исполнительного секретариата Союза российских пивоваров Вячеслав Мамонтов.
"Yтро:" Вячеслав Иванович, сколько пива всего поставляет Россия соседям?
Вячеслав Мамонов: Белоруссия сама производит пиво в количестве 12 млн декалитров в год и плюс примерно столько же ввозит из стран СНГ, в основном из России, немного с Украины.
"Yтро": Как складываются отношения между пивоварами и белорусским правительством?
В.М.: Зачастую нам предъявляют абсурдные требования. Не так давно было введено постановление, гласящее, что импортеры должны внести залог, соответствующий стоимости тары, в которой ввозится пиво. В том числе в банках и ПЭТ-бутылках. При вывозе тары за пределы Белоруссии залог предполагается возвращать. Разумеется, это бред. Кто будет заниматься вывозом использованных банок и ПЭТ-бутылок? Тогда мы направляли соответствующий протест в МЭРТ, ситуация была разрешена, постановление отменено. Но вот 26 августа белорусы приняли новый документ, касающийся упорядочения ввоза солодового пива.
"Yтро": В чем заключаются изменения действующего законодательства РБ?
В.М.: Раньше производитель получал генеральную лицензию на торговлю пивом и мог свободно заниматься продажей пива на территории Белоруссии. Сейчас надо получать лицензию на каждую партию пива. При этом объем партии ограничен - не менее 10 тыс. декалитров. Для единовременного завоза такие объемы слишком велики, что приведет к вытеснению с белорусского рынка мелких и средних поставщиков. Стоимость новой лицензии составляет в среднем 35% от стоимости груза, и далеко не все смогут выполнить такие условия. По нашим оценкам, российское пиво в Белоруссии подорожает на 30%.
Последней каплей оказывается постановление, предписывающее концерну "Белпищепром" разработать акцизную марку для пивной продукции. Если будет введено требование ввозить пиво с уже наклеенными акцизными марками, с белорусского рынка уйдут "Балтика", "Очаково", "Золотая бочка", "Старый мельник" и другие известные бренды.
"Yтро": Почему введение акцизной марки повлечет за собой уход российских компаний с белорусского рынка?
В.М.: Российским пивоварам акцизная марка не нужна. Для того чтобы ее клеить, нужно специальное оборудование. Представьте себе: у "Балтики" на линии разлива скорость работы 120 тыс. бутылок в час. Наклеить еще и марку попросту невозможно. Значит, надо ставить еще одну специальную линию. Ради чего? Чтобы получить 0,5-1% от объема продаж, которые дает Белоруссия? Пример "Балтики" показателен: из 12 тыс. декалитров общего объема импорта 30-40% принадлежит именно этой компании. Заставлять белорусских партнеров клеить марку тоже неразумно. При любом неожиданном повороте политики они могут быть вынуждены уйти из этого бизнеса. Куда, в таком случае, они денут это оборудование? Или же клеить марки руками? Так что постановление и экономически не выверено.
"Yтро": А почему оно вообще возникло?
В.М.: Видимо, оно стало следствием стремления "Белпищепрома" вытеснить конкурентов с рынка. Украинские коллеги (например, компания "Оболонь"), по нашим данным, придерживаются того же взгляда на ситуацию. Однако чтобы позволить себе убирать конкурентов, белорусам следует развивать собственное производство. А с этим у них тоже не все гладко. Самое развитое пивоваренное предприятие страны - завод в Кринице, куда "Балтика" инвестировала $10 млн и завезла новое технологическое оборудование, - не смогло выполнить достигнутые первоначальные договоренности. Поясню: "Балтика" должна была инвестировать $50 млн и получить 50% акций. Но уже после того как средства были вложены и закуплено необходимое для первого этапа реконструкции оборудование, белорусы заявили, что могут отдать только 30% акций, и то только тогда, когда партнер из России вложит $50 млн.
"Yтро": При нынешнем уровне развития производства сможет белорусский пивной рынок обойтись без импорта из Украины и России?
В.М.: Нет. Белорусские предприятия не смогут самостоятельно насытить рынок. Денег на развитие отрасли и реконструкцию заводов у них нет. Таким образом, принятое правительством республики постановление наносит ущерб в первую очередь потребителям пива в Беларуси. Убыток понесут, разумеется, и производители из России и других стран СНГ.
"Yтро": Насколько можно судить, постановление, ограничивающее импорт пива, не соответствует принятым между Россией и Белоруссией законам?
В.М.: С точки зрения юриспруденции, введенные ограничения нарушают соглашения, принятые в рамках союза России и Беларуси, в частности, подписанный в 1996 г. закон "О Таможенном союзе" (ст. 1, п. 2, в которой определяется порядок передвижения товаров между двумя странами). Существует также закон "О едином экономическом пространстве", согласно которому вообще не могут быть введены ограничения на импорт товаров, и белорусский закон, регламентирующий антимонопольные меры и меры по развитию конкуренции на территории страны. Эти документы были приняты для того, чтобы способствовать развитию экономических связей.
Таким образом, постановление правительства РБ об изменении порядка импорта пива противоречит союзному и белорусскому законодательству. Оно неправомерно и не имеет ни юридической, ни экономической основы. Союз пивоваров считает, что если Республика Беларусь желает развивать отношения с Россией, она должна отменить данное постановление.
Женщины опасаются действия властей