Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Бессонница (Insomnia)
США, 2002
Режиссер: Кристофер Нолан
В ролях: Аль Пачино, Робин Уильямс, Хилари Суонк, Мартин Донован
Его вторая, микробюджетная по американским меркам картина "Memento" ("Помни" в нашем прокате) произвела фурор и даже удостоилась второстепенного "Оскара", выведя из тени весьма многообещающего режиссера. После "Memento" Нолана называет "великим" сам Стивен Спилберг, ему дают многомиллионный бюджет и ждут чуда.
Но чудес не бывает. Проверка почти пятьюдесятью миллионами завершилась – нет, не провалом, а легким, но вполне закономерным разочарованием. Все дело в том, что камерный "Memento", заслуженно признанный многими критиками лучшим фильмом 2001 года, был рассчитан на синефилов или, как минимум, поднаторевших в киноискусстве любителей арт-хауса. Там вся идея была построена на весьма замысловатом сюжете, где действие текло вспять и создавало авангардистский, очень близкий к европейскому флёр и антураж.
Видимо, страсть Криса Нолана к нестандартным сценариям, роднящая его с другим голливудским вундеркиндом Дэвидом Финчером, подтолкнула режиссера к идее сделать римейк одноименного скандинавского фильма по пьесе Николая Фробениуса и Эрика Скйолдбьорга. Но на сей раз ему был предоставлен огромный бюджет, с которым надо было что-то делать. Вместо звезды второго дивизиона Гая Пирса, замечательно сыгравшего в "Помни", на сей раз главные роли достались самым знаменитым и высокооплачиваемым актерам – Аль Пачино и Робину Уильямсу, вкупе с восходящей звездой Хилари Суонк. Такие люди способны привлечь зрителя одним фактом своего присутствия в титрах и делают имя любому режиссеру. В общем, большой бюджет влечет как ожидания, так и проблемы.
Ели бы не предыдущий успех, новый фильм вполне мог бы стать крупным открытием. Сюжет и впрямь занимательный. Англичанин Нолан явно хочет создать собственный стиль в жанре, обсосанном со всех сторон великими предшественниками, от Хичкока до Линча. Тут трудно быть новатором. Для этого тщательно подбираются нестандартные сценарии, разрабатываются заброшенные, как выясняется – сугубо европейские жилы, а все остальное делается с американским размахом. Думаю, начальная трехминутная сцена тревеллинга над Аляской самолета с двумя детективами из Лос-Анджелеса стоит бюджета почти любого современного российского фильма.
Не спится детективу по нескольким причинам. Во-первых, он упускает убийцу, почти настигнув того в результате хитроумной операции. Во-вторых, за ними с напарником следят легавые из отдела внутренних расследований, что дико раздражает заслуженного борца с преступностью. У Дормера есть причины для беспокойства – а у кого их нет? Запачкать доброе имя старого лейтенанта – полбеды, но он опасается, что в результате происков агентов из тюрем пачками повыпускают настоящих маньяков. Такая там fucking правоохранительная система. Даже восхищение симпатичной Хилари Суонк, поступившей в распоряжение знаменитой пары в качестве стажера, не спасает Аль Пачино от изнуряющей бессонницы.
"Хороший полицейский не спит оттого, что в деле неясности, а плохой – оттого, что совесть мучает" – эта фраза Дормера из какого-то доклада стала крылатой. И вся штука в том, что перед нами очень хорошие полицейские, вынужденные то и дело становиться плохими. Потому что судебная система в Америке ну очень формализована. Буквально невозможно изловить преступника, не подбросив ему улики. А подлые маньяки, изучив тома юридической литературы, так умеют повернуть дело, что обвиняют невинных парней, а сами гуляют на свободе.
В "Бессоннице" никто не скрывает лицо убийцы. В исполнении знаменитого комика Робина Уильямса он появляется на экране и занимает подобающее место почти с самого начала. Найти его асам криминалистики из центра – пара пустяков, не то, что местным увальням. Но ведь это не сериал "Коломбо", где хитроумный лейтенант полиции в конце концов изловит любого убийцу, независимо ни от чего. У Нолана совсем иной пафос. Общечеловеческий.
Не важно, кто убийца, не столь важно, почему зверски изнасилованная жертва вызвала такой гнев добропорядочного писателя: предположим – сама виновата. Или дядька уж очень злой попался, хоть и интеллигент. Не важны даже тщательно реконструированные обстоятельства и детали зверства. Не важны мотивы, важны – случайности.
Важна бессонница следователя, и самое главное – ее трагические последствия. Рассказывать о них более подробно – значит раскрывать суть интриги.
В двухчасовом фильме нет места скуке, события развиваются с нарастающим размахом, вполне стандартным для детектива, снятого в Большом Голливуде. Звучат выстрелы, мигают фары летящих в лобовую атаку грузовиков, проваливаются под воду преследователи, подделываются улики и липкой кровью то и дело наполняются сны, перетекающие в явь.
Бюджет обязывает делать то, чего в ситуации арт-хауса вполне возможно было избежать. Но на таких деньгах, собственно, и проверяется уровень режиссера. Тут уже не только в истории дело, тут надо использовать все возможности кинематографа как искусства. Это не эстетский экзерсис, это "кино для всех".
Я уж и ждать устал, когда суперзвезды перестанут снова и снова переигрывать свои лучшие роли – и вот новая ступень мастерства у моего любимого артиста.
То же самое можно сказать и в адрес забавного и несколько неуклюжего Робина Уильямса, неожиданно выступившего (по-моему, впервые) в отрицательной роли, что явно вытекает из режиссерской концепции Нолана, видимо больше всего любящего всевозможные парадоксы. Собственно, "Бессонница" – сплошной и бесконечный, вплоть до последнего кадра, парадокс.
По сути это тема из нашего знаменитого "Места встречи...", где главным message остается конфликт хорошего с лучшим, образцового копа с еще более честным: "преступник должен сидеть в тюрьме и не важно, каким способом я его туда засажу" или "если один раз под себя закон подмять...".
Герои и злодеи перемешаны в "Бессоннице" в столь плотный комок, что роль самого хорошего парня достается, как и положено, девице. Единственное, чего я так и не понял, – почему в кадре нет цветных американцев, но дело на Аляске происходит...
К недостаткам фильма, помимо субъективного ожидания шедевра после шедевра, можно отнести и ультраголливудский финал, хотя чистым хэппи-эндом его назвать трудно. Несмотря на римейк и происхождение режиссера фактом становится правило: любой мэйнстрим-фильм в Штатах не может кончаться иначе, чем победой сил Добра над Злом. То, чего напрочь был лишен предыдущий фильм, – кинематографические штампы и то, чем он так запомнился, – своей лихой нестандартностью, – тут напрочь отсутствует. Это очень "правильный" американский детектив, хорошо и добротно сшитый, однако стильным я бы его не назвал.
Зато "проверка на вшивость" молодого режиссера закончилась. Теперь ему можно и доверять любые деньги, и говорить о новой волне в интеллектуальном кинематографе применительно к самым популярным жанрам. Конечно, это авторское кино, которое публике в Европе куда больше по сердцу, чем на родине. Но для нас с вами это существенный плюс.
В чем можно убедиться с 26 сентября в московских кинотеатрах.
Украинцы смягчили позиции после выборов в США
Страны усилили взаимодействие на фоне новых проблем