Высочайший полет

Этот фильм стал сенсацией внеконкурсного показа минувшего Московского кинофестиваля. Пять лет съемочная группа отслеживала миграцию перелетных птиц буквально изнутри стаи

Птицы (Le peuple migrateur), документальный
Франция – Германия – Испания, 2001
Режиссер: Жак Перрен


Под таинственный, полуобморочный вокал Ника Кейва стая серых гусей пролетает мимо Эйфелевой башни, чуть позже – статуи Свободы на Гудзоне, задерживается ненадолго на лугах Непала и в конце своего пути присоединяется к грациозным фламинго, танцующим во влажных сумерках индийского Бхаратпура...

Дурманящая, чувственная музыка передает эйфорию полета птиц, мчащихся прочь от зимы, наступившей в родном полушарии, торжество бегства от цивилизации, торжество продолжения рода и возвращения домой; тревожная и волнующая – драму болезни и гибели, неизбежных в их бесконечно длинном путешествии за экватор, на другой край света...

Похоже, никто в мире не умеет снимать документальное кино о природе так элегантно и легко, как это делают французы – начиная от Жака Ива Кусто и Яна Артюс-Бертарана и заканчивая Жаком Перреном – продюсером, режиссером и автором сценария Le peuple migrateur ("Птицы (Кочевники)"), фильма о великой миграции птиц, вышедшего на прошлой неделе в столичный "арт-хаусный" прокат.

В истории неигрового видового кино Жак Перрен личность такая же культовая, как, скажем, Ларс фон Триер в истории художественного: свой необычный, несколько сюрреалистический взгляд на окружающий мир французский актер и режиссер продемонстрировал еще в знаменитом "Микрокосмосе" – стильном и красивом документальном фильме о насекомых. Тогда, в 96-м, "Микрокосмос" стал триумфатором: получил Гран-при Каннского фестиваля "за техническое совершенство", пять наград "Сезар" (в том числе за операторскую работу, монтаж и звуковые эффекты) и "Приз музыки года" на фестивале "Виктуар де ля мюзик".

Пять лет экспедиций – пять лет сложнейших съемок в условиях арктических холодов, субтропических туманов и океанических бездн – потребовались Перрену и его съемочной команде для того, чтобы создать новый полуторачасовой шедевр.

Не буду голословной: на личном опыте я давно убедилась в том, что хорошее документальное кино иной раз дает куда более объемное и живое представление о природе этой планеты, чем наше личное и, как это чаще всего бывает, дилетантское путешествие в какой-нибудь ее экзотический уголок. Не верите – поезжайте по специальной путевке, скажем, в Малайзию, в джунгли северо-восточной провинции Саба, и попробуйте понаблюдать там обещанных турфирмой "орангутанов в естественной среде". Ни один орангутан, уверяю, вам не повстречается: ведь девяносто процентов современных доступных простым смертным "джунглей" представляют собой небольшие облагороженные участки национальных парков, где осатанелые толпы туристов безрезультатно мечутся по отлично утоптанным, а иногда и асфальтированным дорожкам в смутной надежде увидеть и запечатлеть на "поляроид" хоть какую-нибудь редкую обезьяну или птицу. Благо, каждая вторая подобная экскурсия включает в себя утешительный визит в торговый центр при парке, где можно приобрести майки с изображением попугаев Ара и китайский пластмассовый ширпотреб, а также весело и вкусно покушать в знаменитой американской закусочной...

С большим успехом, пожалуй, можно сегодня посетить разве что Королевство Животных в Диснейленде Флориды, где каждому без исключения посетителю за полчаса с гарантией продемонстрируют всю фауну Серенгети – даром что некоторые из экспонатов работают на батарейках. А в остальном – всё так же весело и вкусно. Дешево и убого...

Полиуретановые высокотехнологичные чучела и полиэтиленовые ландшафты наиболее полно соответствуют современному ханжескому, невежественному и потребительскому отношению людей к природе, и потому не удивительно, что созданный Перреном с высоты птичьего полета 35-миллиметровый портрет планеты, сияющий кристально прозрачными отмелями венесуэльской Амакуро, завораживающий дикими реками юго-восточной Азии, красками тропических лесов и ледяными громадами айсбергов, похож скорее на кинематографический этюд о некоем параллельном, нереальном, недоступном для человеческого взгляда и недосягаемом для человеческой фантазии мире.

Невозможно поверить, что не компьютерная анимационная уловка, а блестящая операторская изобретательность без единого искусственного кадра переносит у Перрена на широкий экран в почти медитативной манере изображение его нового микрокосмоса, скрупулезно складывает из тысяч пронзительных картинок – забавных, страшных и безумно красивых – историю перелетных птиц, этих фантастических, странных, непохожих друг на друга созданий: альбатросов, скользящих по Фолклендским скалам, резвящихся под падающим снегом японских журавлей, перебегающих пыльный хайвей пеликанов и, наконец, обыкновенных сизых голубей, прячущихся в мохнатых ветвях исландских ив...

Талантливо и роскошно, неподражаемо.

Выбор читателей